Положение о классном руководстве

года», приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря
2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012
г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования», приказ Минобрнауки России от 11
мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени
и времени отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность»,
Методические
рекомендации Минпросвещения России от 12.05.2020 «Методические
рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере
образования, по организации работы педагогических работников,
осуществляющих
классное
руководство
в
общеобразовательных
организациях», Устав образовательного учреждения.
1.4. Классное руководство - особый вид педагогической деятельности,
направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся.
1.5. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие
личности воспитуемого, создание условий для самореализации и
самоопределения и социализации обучающегося на основе социальнокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе
правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства.
1.6. Воспитательный процесс в ОУ осуществляется в целях формирования и
развития личности в соответствии с семейными и общественными духовнонравственными и социально-культурными ценностями.
1.7.
Педагогический
коллектив
является
основным
субъектом,
обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания в
рамках
реализации
образовательных
программ
конкретной
общеобразовательной организации, разработанных в соответствии с
требованиями ФГОС общего образования.
1.8. Ключевая роль в достижении целей личностного развития и воспитания
отводится
педагогическим
сотрудникам,
деятельность
которых
одновременно связана с классным руководством и обеспечением
постоянного педагогического сопровождения группы обучающихся,
объединенных в одном учебном классе.
1.9. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и
содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного
вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический
работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной
оплаты и надлежащего юридического оформления.
1.10. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим
работником должностью и не входит в состав его должностных
обязанностей.

2. Цели, принципы и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности, связанные с классным
руководством, определяются базовыми целями и принципами воспитания,
социализации и развития личности обучающихся. Воспитательный процесс в
образовательном учреждении осуществляется в целях формирования и
развития личности в соответствии с семейными и общественными духовнонравственными и социально-культурными ценностями.
2.2. Важнейшими принципами содержания воспитания и успешной
социализации обучающихся в ОУ являются:
- опора на духовно-нравственные ценности Российской Федерации,
исторические и национально-культурные традиции;
- организация социально открытого пространства духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России;
- нравственный пример педагогического работника;
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
- поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;
- признание определяющей роли семьи и ребенка и соблюдение прав
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого
ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов школы;
- кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания: семьи,
общества, государства, образовательных и научных организаций.
2.3. Задачи педагогических работников, осуществляющих классное
руководство в ОУ:
- создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем
гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения
обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах
взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и
социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли,
насилия, проявления жестокости;
- формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного
развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских
традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
- формирование внутренней личной позиции обучающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в
частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым
сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред
здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию
жизни человека и др.;
- формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток
пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй
мировой войны;

- формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в
условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной
позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских
общественных движений, творческих и научных сообществ.
2.4. Условия успешного решения педагогическими работниками,
осуществляющими классное руководство ОУ , обозначенных задач:
- выбор эффективных педагогических форм и методов достижения
результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности
обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики,
активного освоения успешных современных воспитательных практик,
непрерывного развития педагогической компетентности;
- реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации
обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического
партнерства;
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической
компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности
детей, методах ограничения доступности интернетресурсов, содержащих
информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка
семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию
ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
- обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого
ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами
педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами
социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
- участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
3. Содержание деятельности классного руководителя
3.1. Воспитательные цели и задачи реализуются как в отношении каждого
обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума с учетом
индивидуальных возрастных и личностных особенностей, образовательных
запросов, состояния здоровья, семейных и прочих условий жизни
обучающихся, а также характеристики класса как уникального ученического
сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой
динамикой.
3.2. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не
является единственным субъектом воспитательной деятельности. Он
постоянно
взаимодействует
с
семьями
обучающихся,
другими
педагогическими работниками и администрацией МБОУ «Золотополенская
ОШ».
3.3. Воспитательный процесс и социализация обучающихся осуществляются
в открытом социуме с использованием всех его ресурсов. Поэтому
педагогический работник, осуществляющий классное руководство,
взаимодействует также с внешними партнерами, способствующими
достижению принятых целей.

3.4. Педагогический работник, осуществляя классное руководство,
выполняет спектр обязанностей, относящихся непосредственно к
педагогической, а не к управленческой деятельности. Анализ, планирование,
организация,
контроль
процесса
воспитания
и
социализации,
координирующие действия являются вспомогательными для достижения
педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями,
связанными с классным руководством.
3.5. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и
вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания
деятельности по классному руководству и охватывает минимально
необходимый состав действий по решению базовых, традиционных и
актуальных задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная
часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от
контекстных условий ОУ.
3.5.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
3.5.1.1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и
социализации обучающихся в классе, включая:
- повышение дисциплинированности и академической успешности каждого
обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и
успеваемости;
- создание условий деятельности с одаренными обучающимися;
- обеспечение включенности всех обучающихся в воспитательные
мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и
социализации;
- содействие социализации обучающихся путем организации мероприятий и
видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально
и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием
возможностей волонтерского движения, детских общественных движений,
творческих и научных сообществ;
- индивидуальную поддержку каждого обучающегося класса на основе
изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых
условий жизни и семейного воспитания, социально-культурной ситуации
развития ребенка в семье;
- выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных;
- выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в
психологической помощи;
- профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
- формирование навыков информационной безопасности;
- содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных
интересов;

- поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов обучающихся,
в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
3.5.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся,
осуществляемая с классом как социальной группой, включая:
- изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
- регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,
формирование благоприятного психологического климата, толерантности и
навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
- формирование ценностно-ориентационного единства в классе по
отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям,
здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму,
чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности
достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской,
творческой и иной деятельности;
- организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую
деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
- выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений,
создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;
- профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том
числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском
коллективе.
3.5.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних
обучающихся, включая:
- привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в
интересах, обучающихся в целях формирования единых подходов к
воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития
личности каждого ребенка;
- регулярное информирование родителей (законных представителей) об
особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного
года, основных содержательных и организационных изменениях, о
внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
координацию
взаимосвязей
между
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних
обучающихся
и
другими
участниками образовательных отношений; содействие повышению
педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем
организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по
вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
3.5.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
педагогическим коллективом, включая: взаимодействие с членами
педагогического коллектива МБОУ «Золотополенская ОШ»;

- с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и
подходов к обучению и воспитанию с учетом особенностей условий
деятельности общеобразовательной организации; взаимодействие с
администрацией МБОУ «Золотополенская ОШ»;
- и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения
результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
- взаимодействие с педагогом-психологом. социальным педагогом и
педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных
особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса,
построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
- взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в
различные
формы
деятельности:
интеллектуально-познавательную,
творческую,
трудовую,
общественно
полезную,
художественноэстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
- взаимодействие с педагогом-организатором, библиотекарем, педагогами
дополнительного образования по вопросам вовлечения обучающихся класса
в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы,
досуговых и каникулярных мероприятий; взаимодействие с педагогическими
работниками и администрацией МБОУ «Золотополенская ОШ»;
- по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения
обучающихся; взаимодействие с администрацией и педагогическими
работниками МБОУ «Золотополенская ОШ» (социальным педагогом,
педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной
поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3.5.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во
взаимодействии с социальными партнерами, включая:
- участие в организации работы, способствующей профессиональному
самоопределению обучающихся;
- участие в организации мероприятий по различным направлениям
воспитания и социализации обучающихся в рамках социальнопедагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта,
дополнительного образования детей, научных и образовательных
организаций;
- участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска,
находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников
социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы
здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта,
профессионального образования, бизнеса.
3.5.1.6.
Ведение
и
составление
педагогическими
работниками,
осуществляющими классное руководство, следующей документации:
- классный журнал (в бумажной или электронной форме) в части внесения в
него и актуализации списка обучающихся; план работы в рамках
деятельности, связанной с классным руководством, требования к

оформлению которого установлены локальным нормативным актом МБОУ
«Золотополенская ОШ»;
- учет заболеваемости учащихся; выполнение необходимых работ, которые
установлены локальным нормативным актом МБОУ «Золотополенская ОШ»;
- с личными делами обучающихся.
3.5.2. Вариативная часть деятельности классного руководителя отражает
специфику МБОУ «Золотополенская ОШ» и включает в себя:
3.5.2.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское
движение школьников» в соответствии с планом работы УО.
3.5.2.2. Участие в муниципальных конкурсах классных коллективов в
соответствии с планом работы ОУ.
3.5.2.3. Участие в общешкольной акции «Самый классный класс» или «Класс
года» в соответствии с планом воспитательной работы МБОУ
«Золотополенская ОШ».
4. Система работы классного руководителя и основные направления развития
воспитания
4.1. Развитие социальных институтов воспитания:
4.1.1. Поддержка семейного воспитания: - содействие укреплению семьи и
защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей
перед всеми иными лицами;
- повышение социального статуса и общественного престижа отцовства,
материнства, многодетности;
- сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей
на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с
учетом роли традиционных религий России;
- популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях,
в том числе многодетных и приемных;
- содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей,
возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;
- создание условий для расширения участия семьи в воспитательной
деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми,
а также в управлении ими;
- содействие повышению педагогической культуры родителей с участием
образовательных и общественных организаций;
- поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и
родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению
и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей,
культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по
правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным
вопросам семейного воспитания.
4.1.2. Развитие воспитания в системе образования:
- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов,
основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и

способствующих эффективной реализации воспитательного компонента
ФГОС;
- содействие разработке и реализации образовательных программ,
включению в образовательные программы элементов, направленных на
повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям,
подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных
семейных и нравственных ценностей;
- полноценное использование воспитательного потенциала основных и
дополнительных образовательных программ;
- расширение вариативности воспитательных систем и технологий,
нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития
личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;
- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную,
трудовую,
общественно-полезную,
художественную,
физкультурноспортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала
системы дополнительного образования; развитие у подрастающего
поколения интереса к чтению;
- создание условий для повышения у детей уровня владения русским и
родным языками и иными коммуникативными компетенциями; - создание
условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе
каникулярного отдыха и оздоровления детей.
4.1.3. Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:
- создание условий для позитивного развития детей в информационной среде
(интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и
телевидение);
- содействие популяризации традиционных российских культурных,
нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;
- применение разнообразных средств защиты детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к
интернет-ресурсам.
4.1.4. Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:
- улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных
общественных объединений с образовательными организациями общего,
профессионального и дополнительного образования в целях содействия
реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;
- поддержка родительских и иных общественных объединений,
содействующих
воспитательной
деятельности
в
образовательных
организациях;
- широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых
познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных
организациях и объединениях, волонтерском движении;
- расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания
детей.

4.2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки на основе отечественных традиций:
4.2.1. Гражданское и патриотическое воспитание:
- формирование у детей целостного мировоззрения, российской
идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в
семье и обществе духовно-нравственным и социально-культурным
ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и
стремления к его сохранению и развитию;
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения
знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои
конституционные права и обязанности;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение
конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах самоорганизации,
самоуправления, общественно-значимой деятельности;
- развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военнопатриотического;
- разработка и реализация вариативных программ воспитания,
способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей
мигрантов;
- формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам,
межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным
социальным явлениям.
4.2.2. Духовно-нравственное развитие:
- воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости,
уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам,
другим людям;
- развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов
коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки
заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
- формирование деятельностного позитивного отношения к людям с
ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление
психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к
людям с ограниченными возможностями;
- расширение сотрудничества между государством, обществом,
традиционными религиозными общинами и иными общественными
организациями, и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания
детей.
4.2.3. Приобщение детей к культурному наследию:
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным
ценностям;

- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей
к классическим и современным отечественным и мировым произведениям
искусства и литературы;
- поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и
культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на
популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и
семейных ценностей;
- создание и поддержка производства художественных, документальных,
научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на
нравственное и интеллектуальное развитие детей;
- совершенствование деятельности библиотек;
- создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных
традиций, народного творчества.
4.2.4. Физическое развитие и культура здоровья:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к
своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для
развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и
повышения эффективности ее использования;
- привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных
привычек;
- формирование в детской среде системы мотивации к активному и
здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового
питания и трезвости;
- распространение позитивных моделей участия в массовых общественноспортивных мероприятиях.
4.2.5. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям
и подвигам;
- формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения
домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного,
ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности;
- развитие умения работать совместно с другими, действовать
самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
4.2.6. Экологическое воспитание:
- становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного
отношения к родной земле;
- формирование у детей экологической картины мира, развитие у них
стремления беречь и охранять природу;

- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и
разумное взаимодействие с ними.
5. Формы и технологии работы классного руководителя.
5.1. В рамках реализации обозначенных задач деятельности по классному
руководству педагогический работник самостоятельно выбирает формы и
технологии работы с обучающимися и родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы
самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);
- коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы,
образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские
собрания и др.)
- дистанционные (интерактивные платформы, социальные сети, сайты и т.д.)
6. Обеспечение прав и обязанностей педагогических работников,
осуществляющих классное руководство
6.1. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство с
учетом локальных нормативных актов, имеет следующие права:
- самостоятельно определять цели, приоритетные направления, содержание,
формы работы и педагогические технологии для осуществления
воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебнометодические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом
контекстных условий деятельности;
- вносить на рассмотрение администрации, педагогического совета, органов
государственно-общественного управления предложения, касающиеся
совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной
деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов в части
организации воспитательной деятельности и осуществления контроля ее
качества и эффективности;
- использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру
общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
- получать своевременную методическую, материально-техническую и иную
помощь от руководства и органов государственно-общественного
управления для реализации задач по классному руководству;
- приглашать родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного
руководства или при необходимости встреч с администрацией;
- самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в
воспитательных мероприятиях;
- защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию
в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации,

родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
других педагогических работников;
- привлекать школьников к дисциплинарной ответственности за проступки,
дезорганизующие учебно-воспитательный процесс (выполнение правил
внутреннего распорядка);
- посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителямипредметниками, педагогами дополнительного образования, социальным
педагогом, педагогом-психологом занятия с детьми его класса.
Имеет следующие обязанности:
- давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при
подготовке и проведении классных или школьных воспитательных
мероприятий;
- посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по
согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными
обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
- проводить родительские собрания;
- повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории
и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным
руководством;
- изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и
помогать им в их реализации;
- знакомить школьников с возможностями их участия во внеурочной
деятельности, организуемой образовательным учреждением;
- стимулировать самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной
жизни, помогать им в выборе наиболее приемлемых для себя видов
внеурочной деятельности и форм своего участия в них;
- осуществлять необходимые мероприятия для сплочения классного
коллектива;
- поддерживать социально значимые инициативы школьников, побуждать их
к самоуправлению, курировать самоуправленческую деятельность учащихся
класса;
- осуществлять профориентационную работу с учащимися 1-11 классов;
- осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии учащихся
класса;
- при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию;
- в особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее
руководство;
- организовывать питание учащихся класса в школьной столовой;
- организовывать с учащимися класса мероприятия по предупреждению
травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и
т.п.;
- обеспечивать соблюдением детьми техники безопасности и санитарногигиенических норм во время проведения внеурочных мероприятий с
классом;

- оказывать (при необходимости) школьникам первую доврачебную помощь
в случаях заболевания или получения травм в период их пребывания в школе
или совместного с классным руководителем участия во внешкольных
мероприятиях;
- извещать вышестоящее руководство и родителей (законных
представителей) обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со
здоровьем и жизнью детей вверенного ему класса и случившихся в период
пребывания детей в школе;
- следить за соблюдением и принимать меры, направленные на соблюдение
школьниками Правил для учащихся и Устава школы;
- участвовать в работе Педагогического совета школы, методического
объединения классных руководителей, а также в проводимых школой
совещаниях, консилиумах и семинарах, на которые приглашаются классные
руководители;
- принимать участие в составлении общешкольного плана воспитательной
работы и осуществлении контроля организуемого в школе процесса
воспитания, проводя в своем классе необходимые диагностические
исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по
воспитательной работе анализ своей профессиональной деятельности и
высказывая экспертное мнение по интересующим его вопросам;
- вести необходимую документацию: классный журнал (печатный и/или
электронный вариант), личные дела учащихся, помогать администрации
школы собирать необходимую статистическую информацию об учащихся;
- проходить периодические бесплатные медицинские обследования.
7. Ответственность классного руководителя
7.1. Классный руководитель несет ответственность:
7.1.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение без уважительных
причин своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящим
Положением, в пределах, определенных трудовым законодательством
Российской Федерации.
7.1.2. За жизнь и здоровье учащихся курируемого класса в пределах,
установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. За применение, в том числе однократное, методов психического или
физического насилия над личностью учащегося классный руководитель
может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым
законодательством РФ и Законом «Об образовании в Российской Федерации»
№ 73-ФЗ от 29.12.2012. Увольнение за такой проступок не является мерой
дисциплинарной ответственности.
8. Организация деятельности классного руководителя Общие принципы
организации работы классного руководителя определяются нормами
законодательства о труде педагогических работников. Устава школы,
настоящего Положения.
8.1. Назначение на должность классного руководителя и освобождение от нее
производится директором школы по представлению заместителя директора
школы по УВР.

8.2. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного
руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не
имеющего классного руководства и работающего в данном классе.
Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на
основании приказа директора школы.
8.3. На должность классного руководителя назначается сотрудник школы из
числа педагогов, имеющих высшее педагогическое образование и
педагогический стаж не менее 1 (одного) года без предъявления требований к
стажу работы в должности классного руководителя.
8.4. В случае производственной необходимости на должность классного
руководителя могут быть назначены сотрудники школы из числа
администрации школы.
8.5. В своей деятельности классный руководитель руководствуется:
- законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ,
органов государственной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, приказами и распоряжением органов, осуществляющих
управление в сфере образования;
- Уставом;
- Локальными нормативными актами и иными документами по вопросам
выполняемой работы;
- методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
- приказами и распоряжениями директора и заместителя директора;
- правилами трудового распорядка;
- Настоящим положением.
8.6. Классный руководитель должен иметь навыки работы с компьютером и
офисной техникой и уметь использовать информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) в объеме, достаточном для выполнения служебных
обязанностей.
8.7. Назначение классного руководителя ежегодно оформляется приказом
ОУ.
8.8. Текущее руководство за деятельностью классного руководителя
осуществляет
заместитель
директора,
курирующий
организацию
воспитательного процесса.
9. Связи по должности
9.1. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю
директора по воспитательной работе, а также директору и заместителю
директора школы по учебно-воспитательной работе.
9.2. Получает от руководства и администрации ОУ материалы нормативноправового и организационно-методического характера, необходимые ему для
исполнения должностных обязанностей, знакомится под подпись с
соответствующими документами.
9.3. Работает в тесном контакте с учителями, психологами, родителями
(законными представителями) обучающихся.

9.4. Режим работы классного руководителя устанавливается в соответствии с
нормативными документами ОУ и условиями трудового договора
(приложение к нему).
10. Оценка эффективности деятельности классных руководителей
10.1. Эффективность деятельности классных руководителей определяется
достигаемыми за определенный период времени конечными результатами
деятельности и их соответствием ключевым целям воспитания и
социализации обучающихся.
10.2. Эффективность деятельности классных руководителей оценивается по
двум группам критериев оценки ее эффективности:
10.2.1. Критерии эффективности процесса деятельности классного
руководителя:
- комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений,
обозначенных в нормативных документах;
- адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и
личностных особенностей детей, характеристик класса;
- инновационность как степень использования новой по содержанию и
формам подачи информации, личностно значимой для современных
обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том
числе интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т. д.;
- системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач
разных субъектов воспитательного процесса.
10.2.2. Критерии оценки результатов (эффективности) классного
руководства:
- сформированность у обучающихся знаний, представлений о системе
ценностей гражданина России;
- сформированность у обучающихся позитивной внутренней позиции
личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
- наличие у обучающихся опыта деятельности на основе системы ценностей
гражданина России.
10.3. Инструментами для экспертной оценки эффективности деятельности
классного руководителя ОУ являются диагностическая карта по критериям
эффективности процесса деятельности классного руководителя, опросник
для обучающихся по критериям оценки результатов эффективности
классного руководства.
10.4. Результаты оценки эффективности деятельности по классному
руководству являются основой для поощрения классных руководителей.
11. Механизмы стимулирования классных руководителей
11.1. Механизмы материального стимулирования классных руководителей:
11.1.1. Ежемесячные выплаты за осуществление классного руководства.
11.1.2. Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в
размере не менее 5 (пяти) тысяч рублей с использованием средств
федерального бюджета.
11.1.3. Материальное стимулирование качества и эффективности
деятельности педагогических работников по классному руководству,

реализующееся
с
использованием
механизмов
многоканального
финансирования с учетом предложенных подходов и критериев оценки
эффективности этой деятельности.
11.2. Механизмы нематериального стимулирования классных руководителей:
11.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание
благоприятных условий деятельности для осуществления классного
руководства, включая:
- создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов
воспитательной деятельности между собой и администрацией ОУ;
- создание системы наставничества и организацию методического
объединения классных руководителей;
- организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом
дополнительных задач по классному руководству.
11.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к
принятию решений, участию в управлении коллективом, делегирование
важных полномочий и создание условий для профессионального развития и
роста, включая:
- наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя
методического объединения педагогических работников, осуществляющих
классное руководство;
- предоставление возможности участия в конкурсах профессионального
мастерства;
- предоставление возможности повышения квалификации, участия в
стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного
характера.
11.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование
разных механизмов создания благоприятного психологического климата в
педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех
педагогических работников, осуществляющих классное руководство,
включая:
- создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных
ситуаций между участниками образовательных отношений;
- организацию консультаций и создание условий для психологической
разгрузки, и восстановления в ОУ или вне его, для профилактики
профессионального выгорания.
11.2.4.
Моральное
стимулирование
педагогических
работников,
обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны
коллектива, администрации общеобразовательной организации, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума с
использованием всех форм поощрения деятельности по классному
руководству, включая:
- публичное признание результатов труда классных руководителей в виде
благодарности с занесением в трудовую книжку, награждения почетными
грамотами и благодарственными письмами различного уровня, выдачи

статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов с аннотациями на
доске почета;
- размещение информации об успехах социально-значимой деятельности
классных руководителей в СМИ и на официальных сайтах;
- информирование родительской общественности о достижениях, связанных
с осуществлением педагогическими работниками классного руководства;
- организацию исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления конкурсов для выявления лучших
педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
- учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для
педагогических работников, осуществляющих классное руководство:
нагрудного знака, почетного звания, региональных премий.
12. Циклограмма деятельности классного руководителя
12.1. Ежедневно:
- Определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет
причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу
по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
- Организует и контролирует дежурство учащихся в ОУ;
- Организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том
числе в случае возникновения девиации в их поведении;
12.2. Еженедельно:
- Проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за
неделю;
- Проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;
- Организует работу с родителями (по ситуации);
- Проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по
необходимости);
- Анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных
учащихся;
12.3. Ежемесячно:
- Посещает уроки в своем классе;
- Получает консультации у педагога-психолога и отдельных учителей;
- Организует заседание родительского комитета класса;
- Организует работу классного актива;
- Решает хозяйственные вопросы в классе;
12.4. В течение учебной четверти:
- Следит за оформлением и заполнением классного журнала (в
т.ч.электронного);
- Участвует в работе методического объединения классных руководителей;
- Проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть,
состояние успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
- Проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
- Проводит классное родительское собрание;
- Представляет заместителю директора по УВР отчет об успеваемости
учащихся класса за четверть;

12.5. Ежегодно:
- Оформляет личные дела учащихся;
- Анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень
воспитанности учащихся в течение года;
- Составляет план воспитательной работы в классе (план классного
руководителя);
- Собирает и представляет в администрацию школы статистическую
отчетность об учащихся класса (успеваемость, трудоустройство выпускников
и пр.);
- Воспитательные мероприятия для обучающихся проводятся не менее двух
раз в месяц (без классных часов);
- Классные родительские собрания проводятся не реже 1 раза в два месяца;
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает
формы работы с обучающимися:
- Индивидуальные (беседа, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, консультация, совместный поиск решения проблемы и др.);
- Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, соревнования, походы,
слеты, и др.)
13. Перечень документации классного руководителя
13.1. Классный журнал (Электронный журнал).
13.2. План воспитательной работы с классным коллективом, перспективный
(на год), календарный (на четверть).
13.3. Тетрадь классного руководителя в любой форме.
13.4. Личные дела учащихся.
13.5. Психологическая карта класса (исследование по классу в виде схем,
результатов тестирования).
13.6.
Папки
с
разработками
воспитательных
мероприятий

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868576046
Даценко Ирина Александровна
С 01.03.2021 по 01.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».