Положение о методической работе

РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
МБОУ «Золотополенская ОШ»
Протокол от 09.12.2022г. №13

УТВЕРЖДЕНО
______________Т.В.Беркетова
замдиректора по УВР
МБОУ «Золотополенская ОШ»
Приказ от 09.12.2022г. № 513-од

ПОЛОЖЕНИЕ
методической работе в МБОУ «Золотополенская ОШ»
1.Общие положения
Положение о методической работе в МБОУ «Золотополенская ОШ» (далее – ОУ)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (ст.19, п.7 ст.48), Уставом МБОУ «Золотополенская
ОШ».
Положение о методической работе в МБОУ «Золотополенская ОШ» определяет цели,
задачи, формы организации методической работы ОУ, способы получения информации о
современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических
способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и
распространению педагогического опыта.
2.Цели и задачи методической работы
2.1. Целью методической работы в ОУ является повышение уровня профессиональной
культуры учителя и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных
результатов в обучении и воспитании учащихся.
2.2. Задачи методической работы в ОУ:
2.2.1. Оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим
проблемам. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с
новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и
самоанализа педагогической деятельности.
2.2.2. Организация системы методической работы в ОУ с целью развития педагогического
творчества и самореализации инициативы педагогов.
2.2.3. Пополнение информационного педагогического банка данных ОУ о педагогическом
опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.
2.2.4. Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической
деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.
2.2.5. Оказание методической помощи учителям.
2.2.6. Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в
собственном опыте, обобщение опыта нескольких учителей, работающих по одной
проблеме.
2.2.7. Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация
традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.
2.2.8. Вооружение педагогов школы наиболее эффективны ми способами организации
образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и
1

деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню
обученности и воспитанности учащихся.
3.Организация методической работы в школе
Структура методической работы в школе:
3.1. Методический совет
3.1.1.
Методический (научно-методический) совет - коллективный общественный
профессиональный орган, объединяющий на добровольной основе членов педагогического
коллектива образовательного учреждения в целях осуществления руководства методической
(научно-методической) деятельностью.
3.1.2. Методический совет координирует работу подструктур методической службы (школьных
методических объединений, творческих рабочих групп педработников школы), направленную на
развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, инноваций, опытноэкспериментальной и научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива.
Методический совет создается с целью организации и координации деятельности
методической службы образовательной организации, методического обеспечения
образовательного процесса.
3.1.3. Методический совет определяет цель, задачи и направления методической работы ОУ
на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Цель деятельности методического совета - обеспечить гибкость и оперативность
методической работы образовательного учреждения, повышение квалификации педагогических
работников, формирование профессионально значимых качеств педагогических работников ОУ,
рост их профессионального мастерства.
3.1.4. План работы методического совета определяется в соответствии с анализом состояния
образовательного процесса школ и ориентирован на единую методическую тему.
3.1.5. Содержание деятельности методического совета:
 занимается вопросами совершенствования содержания образования, внедрения
современных образовательных технологий в учебный процесс, анализом эффективности их
внедрения, организация инновационной деятельности;
 организует изучение профессиональных интересов, потребностей и затруднений
учителей.
 планирует мероприятия, направленные на совершенствование профессионального
мастерства педагогов, рост их творческого потенциала (семинары, практикумы, деловые
игры, мастер-классы, научно-практические конференции и другие активные формы работы);
 координирует работу по изучению, обобщению и распространению актуального
педагогического опыта;
 рассматривает
методические
материалы,
представленные
методическими
объединениями, творческими группами, отдельными педагогами для тиражирования и
распространения.
3.2. Школьное методические объединения учителей:
3.2.1. Школьное методическое объединение учителей (далее – ШМО) создается на основании
решения методического совета из числа учителей ОУ, работающих по одной и той же
специальности или по одному циклу предметов, совершенствующих своё методическое и

2

профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения современных
требований к обучению и воспитанию молодёжи, объединяющих творческие инициативы.
3.2.2. Школьное методическое объединение призвано решать следующие задачи:
 изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
 обеспечение преемственности педагогической деятельности в отношении содержания
образования, применяемых педагогических технологий, внеклассной и внеурочной
деятельности;
 выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе
образовательных стандартов по предмету;
 отбор содержания и составление рабочих программ, программ элективных и учебных
курсов;
 апробирование
современных
педагогических
технологий
индивидуально
ориентированной направленности;
 утверждение индивидуальных планов для процедуры итогового контроля в выпускных
классах;
 проведение анализа состояния преподавания предмета;
 разработка тематических диагностических контрольных работ и срезов;
 организация взаимопосещений уроков по определённой тематике с последующим
самоанализом и анализом достигнутых результатов;
 организация
открытых уроков по определённой теме с целью ознакомления с
методическими наработками по предмету;
 изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
 инновационная работа по предмету;
 проведение отчётов о профессиональном самообразовании учителей;
 организация и проведение предметных недель, организация и проведение предметных
олимпиад, конкурсов.
 организация внеклассной работы по предмету с обучающимися.
3.2.3.
Деятельность школьного методического объединения организуется на основе
планирования, исходя из плана работы ОУ. При планировании учитываются
индивидуальные планы профессионального образования учителей. План работы
рассматривается на заседании методического объединения и утверждается директором ОУ
в составе годового плана работы ОУ на определённый учебный год.
3.2.4. В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний школьного методического
объединения, практический семинар с организацией тематических открытых уроков или
внеклассных мероприятий. В конце учебного года анализируется работа ШМО в виде
предоставления отчёта о работе на заседании методического совета.
3.2.5. Школьное методическое объединение учителей имеет право вносить предложения
руководству ОУ по распределению учебной нагрузки при тарификации, проведении занятий
предметных кружков, факультативов, внеурочной деятельности.
ШМО учителей имеет право вносить предложения в содержание методической
деятельности ОУ.
3.3.6. Обязанности членов школьного методического объединения:
 каждый учитель должен иметь собственную программу профессионального образования
и самодиагностики (самообразование);
3

 обязан участвовать в заседаниях МО, практических семинарах;
 стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
 знать тенденции развития методики преподавания предмета;
 владеть основами самодиагностики педагогической деятельности.
3.3. Творческие (рабочие) группы:
3.3.1. Творческая (рабочая) группа педагогов (далее - группа) создается в ОУ на
добровольной основе из числа педагогов, проявляющих интерес к той или иной проблеме,
разрешение которой способствует улучшению качества образования и создает условия для
саморазвития и самообразования педагога.
В состав творческой (рабочей) группы могут входить от трёх и более человек, независимо
от преподаваемого предмета.
Результатом работы группы является создание
педагогического продукта творческой деятельности, распространяемого в педагогическом
коллективе.
3.3.2. Задачи деятельности творческой (рабочей) группы:

повышение творческого потенциала учителей;

апробация и распространение новых педагогических технологий и методик;

разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей обучения и
воспитания, помощь в овладении инновационными процессами в обучении;
3.3.3.Основные направления деятельности:

поиск и систематизация идей, способствующих модернизации содержания образования,
определению миссии ОУ и ценностных ориентации всех участников образовательного
процесса;

проведение педагогических исследований и формирование аналитических выводов по
инновационным направлениям развития образования;

проектирование новых образовательных моделей, отвечающих современным задачам
образования;

разработка и апробация программно-методических комплексов, методик, дидактических
средств и т.п. новаторского типа по предмету, образовательным областям, направлениям
педагогической деятельности;

подготовка научно-методических рекомендаций по инновационным направлениям
педагогической деятельности;

инициация конференций, творческих конкурсов, мастер-классов, педагогических
марафонов и т.п.;

приобретение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.
3.3.4.Порядок функционирования группы.
Группа создается и прекращает свою деятельность по мере решения стоящих перед ОУ
задач, по инициативе администрации ОУ, с добровольного согласия участников группы.
Состав группы утверждается директором ОУ.
Группа имеет план работы и оформленные результаты творческого решения проблем в
виде продукта творческой, индивидуальной или коллективной педагогической деятельности.
Методический и педагогический советы школы оказывают содействие в экспертизе
результатов деятельности группы и продвижении передовых идей, рекомендаций и опыта.
4. Участники методической работы школы
4.1. Основными участниками методической работы школы являются:
4

— учителя;
— классные руководители;
— руководители ШМО, творческих групп;
— администрация школы (директора, заместители директора);
— консультанты и научные работники и др.
5. Компетенция и обязанности участников методической работы школы
5.1. Компетенция участников методической работы школы.
5.1.1. Учителя и классные руководители:
 участвуют в работе ШМО, творческих (рабочих) групп;
 обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на
основе изучения своей работы и работы своих коллег;
 участвуют в выборах руководителей методического объединения, творческих мастерских;
 разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы с
учащимися;
 работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые
обсуждены на ШМО и допущены к использованию решением Педагогического совета
школы);
 участвуют в методической работе школы, района;
 работают над темами самообразования.
5.1.2. Руководители методических объединений:
 организуют, планируют деятельность ШМО;
 обеспечивают эффективную работу участников методической работы в период занятий,
дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической
деятельности;
 руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут
консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания;
 готовят методические рекомендации для педагогов школы;
 анализируют деятельность ШМО, готовят проекты решений для методических советов и
педсоветов;
 участвуют в экспертной оценке деятельности учителей в ходе аттестации;
 организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы своих
коллег и достижений педагогической науки.
5.1.3. Администрация школы:
разрабатывает вместе с участниками МО задания и методические материалы;
 определяет порядок работы всех форм методической работы;
 координирует деятельность различных методических объединений и методических
мероприятий;
 контролирует эффективность деятельности методических объединений, творческих
мастерских, «Школы молодого педагога»
 проводит аналитические исследования деятельности МО, творческих мастерских,
«Школы молодого педагога»
 стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом.
5.2. Обязанности участников методической работы
5.2.1, Учителя и классные руководители обязаны:
5

 проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия;
 систематически посещать заседания ШМО, творческих групп;
 анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения и
способы обучения; оказывать содействие в подготовке методических мероприятий,
семинаров, конференций, конкурсов, совещаний;
 пополнять информационный банк данных (составление информационно-педагогических
модулей, диагностических заданий, методических текстов).
5.2.2. Руководители школьных методических объединений, творческих (рабочих) групп
обязаны:
 стимулировать самообразование педагогов;
 организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных,
групповых и т. д.;
 разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников ШМО,
 анализировать деятельность методической работы ШМО, проблемных групп;
 проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств,
методик, технологий, программ обучения;
 обобщать опыт работы педагогов ОУ.
4.2.3. Администрация обязана:
 создавать благоприятные условия для работы ШМО, творческих групп, обеспечивая их
работу необходимым для этого учебно-методическим комплексом;
 оказывать всестороннюю помощь руководителям ШМО, творческих групп;
 содействовать тиражированию учебно-методических материалов для организации
деятельности ШМО, творческих групп.
6. Работа педагогов над темами самообразования
6.1. Работа над темой самообразования является одной из основных форм работы повышения
квалификации. Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
6.2. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение
педагогами своего профессионального уровня.
Задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников
образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших
достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых
педагогических технологий;
4) развитие в школе инновационных процессов.
6.3. Порядок работы над темой самообразования
Тема самообразования определяется, исходя из:
1) методической темы школы;
2) профессиональных затруднений педагогов;
3) специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.
В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет
наработанный материал.
6

Формы представления могут быть различны:
- выступления (отчет) на заседании ШМО, МС, педсовета;
- теоретический, методический и практический семинар;
- практикум;
- тренинг;
- мастер - класс;
- открытый урок.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ведет учет тем самообразования,
курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую
методическую помощь.
6.4. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада,
- реферата,
- статьи в журнале,
- программы,
- дидактического материала,
- методического пособия,
- научно - методической разработки.
Весь наработанный материал оформляется, размещается в разделе «Методическая копилка»
на официальном сайте ОУ и является доступным для использования другими педагогами.
5.5. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован учителям ОУ к
распространению на различных уровнях.
7. Документация
7.1. Методическая работа в ОУ оформляется документально в форме:
 протоколов методических советов, ШМО;
 планов работы ШМО, творческих групп;
 планов самообразования педагогов ( приложение 1);
 конспектов и разработок лучших методических мероприятий ОУ;
 аналитических справок и информационных отчётов по различным направлениям работы;
 дипломов, наград.
7.2. Планы работы, материалы протоколов заседаний ШМО, МС, отчёты о проделанной
работе хранятся в ОУ в течение 1 года.

7

Приложение 1
Примерный план работы педагога над темой самообразования
Этапы
I. Диагностический

II. Прогностический

III. Практический

IV. Обобщающий

V. Внедренческий

Содержание работы
1. Анализ затруднений.
2. Постановка проблемы.
3. Изучение литературы по проблеме,
имеющегося опыта.
1. Определение цели и задач работы
над темой.
2. Разработка системы мер,
направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов
- Внедрение ППО, системы мер,
направленных на решение проблемы.
- Формирование методического
комплекса.
- Отслеживание процесса, текущих,
промежуточных результатов.
- Корректировка работы
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы по
теме самообразования.
3. Представление материалов
1. Использование опыта самим
педагогом в процессе дальнейшей
работы.
2. Распространение.

8

Сроки
I год работы над
темой

I год работы над
темой

II год; (III), (IV)

III год, (IV), (V)

В ходе дальнейшей
педагогической
деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».