Положение о наставничестве

РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
МБОУ «Золотополенская ОШ»
Протокол от 29.08.2022г. №9

УТВЕРЖДЕНО
______________И .А. Даценко
директор МБОУ «Золотополенская ОШ»
Приказ от 29.08.2022г. №303-од

ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в МБОУ «Золотополенская ОШ»

1.Общие положения
1.1. Настоящее

Положение о наставничестве в МБОУ «Золотополенская ОШ»
(далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г.
№ 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),
во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года №
Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным программам и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
1.2. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в
деятельности наставничества.
2.

Основные понятия и термины

2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования

навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
2.3.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает
новые навыки и компетенции.
2.5.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
1

Куратор
сотрудник
школы,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который
отвечает за организацию программы наставничества.
2.7.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в школе.
2.8.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную
связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится
опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, организует обмен опытом и т.д.).
2.6.

3.

Цели и задачи наставничества

Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ
«Золотополенская ОШ».
3.2.
Основными задачами школьного наставничества являются:
•
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
•
разработка и реализация программ наставничества;
•
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
•
инфраструктурное и материально -техническое обеспечение реализации программ
наставничества;
•
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов
и педагогов, участвующих в программах наставничества;
•
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе;
•
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
•
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических
работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате
непрерывного образования.
3.1.

4.

Организационные основы наставничества

Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель
директора школы по учебно - воспитательной работе.
4.3.
Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы.
4.4.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя
базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.5.
Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором
школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы,
располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих
4.1.
4.2.

2

участников программы.
Наставляемым могут быть обучающиеся:
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
имеющие проблемы с поведением;
не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
Наставляемыми могут быть педагоги:
молодые специалисты;
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.
4.9. Наставниками могут быть:
•
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
•
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
•
родители обучающихся - активные участники родительских советов;
•
выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
•
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
•
успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют
потребность передать свой опыт;
•
ветераны педагогического труда.
4.10. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений:
педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.11. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на
добровольном согласии.
4.12. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных
от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных
представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
4.14. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе
и утверждается приказом директора школы.
4.15. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
4.6.
4.7.
•
•
•
•
•
4.8.
•
•
•
•

5.

Реализация целевой модели наставничества.

Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются
три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик».
5.2.
Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик», «Учитель 5.1.

3

учитель», «Учитель - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и
общешкольном родительском совете.
5.3.
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый.
•
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
•
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
•
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
•
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
•
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4.
Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение
календарного года.
5.5.
Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при
приведении
встречи
планировании.

Мониторинг
наставничества.
6.

и

оценка

результатов

реализации

программы

Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
•
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
•
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
6.3.
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
6.4.
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
6.5.
В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
6.1.

7.

Обязанности наставника.

Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов,
Устава МБОУ «Золотополенская ОШ», определяющих права и обязанности участников
образовательного процесса.
•
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
•
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторы развития.
•
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
•
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с
ним долгосрочную перспективу и будущее.
•
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и
•

4

указывает на риски и противоречия.
•
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует
развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
•
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует,
подталкивает и ободряет его.
•
Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
•
Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
8.

Права наставника:

Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
•
Защищать профессиональную честь и достоинство.
•
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения.
•
Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы
наставничества.
•
Получать психологическое сопровождение.
•
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
•

9.

Обязанности наставляемого:

Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов,
Устава МБОУ «Золотополенская ОШ», определяющих права и обязанности.
•
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
•
Выполнять
этапы
реализации
программы
наставничества.
•

10.

Права наставляемого:

Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
•
Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
•
Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
•
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
•
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
•

11.

Механизмы мотивации и поощрения наставников.

Мероприятия по популяризации роли наставника:
•
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.
5

Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия намуниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
•
Создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте.
•
Пополнение на школьном сайте методической копилки программами
наставничества.
•
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
•
Предоставление наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития школы.
•

12.

Документы, регламентирующие наставничество

К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
•
Положение о наставничестве в МБОУ «Золотополенская ОШ»;
•
Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества «Об
организации наставничества в _________ учебном году»;
•
Программа наставничества определённой модели, действующая в МБОУ
«Золотополенская ОШ» в течение учебного года.

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».