Положение о работе с одарёнными детьми

- отбор

средств обучения, способствующих развитию самостоятельности
мышления, инициативности и научно – исследовательских навыков, творчества в урочной
и внеурочной деятельности;
- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- организация работы по психолого–педагогическому сопровождению семей;
- поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты;
- развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о
картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
2.1. Работа с одаренными учащимися проводится согласно индивидуальным
маршрутам и планам на текущий учебный год.
2.2. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2.3. Работа с одаренными учащимися начинается с началом учебного года и
заканчивается вместе с окончанием учебно-воспитательного процесса в Школе.
2.4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет общее
руководство работой с одаренными учащимися.
2.5. Учителя - предметники, классные руководители, руководитель внеурочной
деятельности осуществляют сопровождение одаренных обучающихся.
2.6. Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в
форме кружков, предметных олимпиад, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад,
участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества,
индивидуальных и групповых занятий.
2.7. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности,
оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально – личностные
технологии, использование исследовательского и проектного метода.
3. Принципы работы с одаренными детьми
3.1. Индивидуализация обучения - наличие индивидуального плана обучения
учащихся.
3.2. Принцип опережающего обучения.
3.3. Принцип комфортности в любой деятельности.
3.4. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей одаренных учащихся.
3.5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
3.6. Принцип развивающего обучения.
3.7. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности.
3.8. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
3.9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя.
3.10. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.
4. Участники реализации работы с одаренными обучающимися
Участниками реализации работы с одаренными учащимися являются:
4.1. Администрация школы (директор, замдиректора);
4.2. Руководители школьных методических объединений;
4.3. Учителя – предметники;
4.4. Классные руководители;
4.5. Учителя внеурочной деятельности;
4.6. Родители одаренных учащихся;
4.7. Педагог – психолог;
4.8. Одаренные учащиеся.

5. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся
Формы
Входная диагностика
обучающихся 2, 5, 10-х классов

Периодичность
При переходе на
уровень образования
(на уровне НОО со 2
класса)
Представление информационных
Первая неделя
карт достижений обучающихся
сентября
Сбор/ведение банка данных
Первая неделя
одарённых детей
сентября/1 раз в
четверть
Внутришкольный контроль
По годовому плану
Предметные олимпиады
В течение года
1 раз в год
Творческие отчеты кружков
внеурочной деятельности
Тематические конкурсы, выставки По годовому плану
Интеллектуальные предметные и
творческие конкурсы
Проектная деятельность

По годовому плану
В течение года

Ответственный
Классные руководители,
педагог-психолог
Классные руководители
Замдиректора по УВР
Замдиректора по УВР
Учителя-предметники
Учителя внеурочной
деятельности
Классный руководитель,
замдиректора по УВР
Учителя-предметники
Учителя-предметники

6. Организация и функциональное обеспечение работыс одаренными обучающимися
6.1. Функции директора:
-планирование в годовом плане работы учреждения отдельного раздела по работе с
одаренными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного
процесса;
-материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными
обучающимися, а также имеющих высокие результаты участия учащихся в различных
конкурсах.
6.2. Функции заместителей директора по УВР:
-регулирование
и коррекция образовательных
процессов, связанных с
реализацией данного положения;
-организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;
-координация действий учителей, работающих с одаренными детьми;
-помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одаренных
детей;
-сбор и ведение банка данных одаренных детей ОО (Приложение1).
6.3. Функции руководителей МО:
-планирование и проведение школьных предметных дней и олимпиад;
-разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по
предметам;
-оформление материалов по работе с одаренными детьми на стенде;
-руководство подготовкой творческих отчетов учителей, работающих с
одаренными детьми.
6.4. Функции учителей – предметников:
-выявление одаренных детей по своим предметам;
-корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми,
включение заданий повышенной сложности, творческого, научно- исследовательского
уровней;
-организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

-подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям
школьного и районного уровня;
-отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для предъявления
на общешкольной ежегодной конференции;
-оформление своего опыта работы с одаренными детьми в виде творческого отчета
для предъявления на педсовете;
-создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня
сложности;
-консультирование
родителей одаренных детей по вопросам развития
способностей их детей по предмету.
6.5. Функции классных руководителей:
-выявление детей с общей одаренностью, посредством входной диагностики
обучающихся (Приложение 3,4,5);
-формирование и представление информационной карты достижений обучающихся
(Приложение 2);
-оформление в журналах классных руководителей сводной таблицы по категориям
одаренности детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителейпредметников, руководителей кружков, родителей;
-планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одаренными
детьми класса своих способностей.
6.6. Функции руководителей внеурочной деятельности:
-выявление одаренных обучающихся;
-организация творческих отчетов, выставок обучающихся;
-предоставление необходимой информации классным руководителям;
-консультирование родителей.
6.7. Функции педагога-психолога:
-психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
-индивидуальные и групповые занятия с обучающимися;
-индивидуальные и групповые консультации для обучающихся;
-работа
с родителями
(выступления
на родительских
собраниях,
консультации);
-работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа);
-подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Приложение 1

Банк данных одарённых обучающихся
МБОУ «Золотополенская ОШ»
20____-20____учебного года

4

№
п/п

ФИО обучающегося

Дата
Класс
рождения

Краткое описание достижений
Муниципальный
Республиканский
Всероссийский
уровень
уровень
уровень
(название
(название
(название
олимпиады,
олимпиады,
олимпиады,
конкурса,
конкурса,
конкурса,
фестиваля и т.д.;
фестиваля и т.д.; фестиваля и т.д.;
результат)
результат)
результат)

ФИО, должность
руководителя,
подготовившего
участника

1
2
3
…

5

Приложение 2
Информационная карта достижений обучающегося
МБОУ «Золотополенская ОШ»
Сведения об обучающемся
1
2
3

Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Класс
Достижения обучающегося по направлению деятельности

№
п/п

Уровень проводимого
мероприятия (муниципальный,
региональный, всероссийский и
международный)

Название конкурса,
олимпиады, фестиваля
и т.д.;
название номинации

Дата
проведения

Призовое
место

1
…
Дата __________________
Классный руководитель_________________________________/__________________________
Подпись
ФИО

6

Приложение 3
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей 2 класса
(А.А. Лосева)
Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребёнок может проявлять свои таланты, и
приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах каждой из указанных характеристик.
Если какая-то характеристика присуща ребёнку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если
они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая.
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее
количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная
способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число
запишите в тетрадь. Усреднённые результаты по всем областям сравните между собой.
Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия
для развития способностей.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые
характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического
развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается «западение» какой-либо
одной способности (например, литературно одаренный ребёнок совершенно не хочет иметь
дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по
всем пунктам.
I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных
заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь
между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает
недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но
имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп
умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижений
Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год
– два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой
(хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение
художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, Часто задумывается об этом.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

III. Творчество
Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
Изобретательность в использовании материалов и идей.
Склонность к завершенности и точности в занятиях.
Задает много вопросов по интересующему его предмету.
Любит рисовать.
Проявляет тонкое чувство юмора.
Не боится быть таким, как все.
Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературные сферы
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и
известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное
отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором
идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

V. Артистическая сфера
Легко входит в роль другого персонажа, человека.
Интересуется актерской игрой.
Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть
какую-либо драматическую сцену.
Передает чувства через мимику, жесты, движения.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с
увлечением рассказывают.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже
испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после
«экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
Хорошо поет.
В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать
музыку.
Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов,
радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания
новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
8

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

VIII. Двигательная сфера
Тонкость и точность моторики.
Развитая двигательно-моторная координация.
Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол,
баскетбол и т.д.).

IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру,
красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события),
составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т.д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки,
картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в
работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие
художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или
вещи в трех измерениях в пространстве.
10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою
собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
1.
2.
3.
4.
5.

X. Общение и лидерство
Легко приспосабливается к новой ситуации.
Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
Высокая общительность с окружающими.
Стремится к доминированию среди сверстников.
Сверстники обращаются за советом.

9

Приложение 4
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей 5-х классов
Представленные шкалы разработаны Дж. Рензулли (1977 г.) и адаптированы Л.В. Поповой.
Фамилия, имя учащегося________________________________________________________
Дата______________________________
Класс_____________
Возраст___________
Учитель или тот, кто проводил рейтинг___________________________________________
Инструкция
Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в
познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы
следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать,
насколько часто Вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы
представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не
суммируются.
Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите
соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики;
2 – если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Шкала I. Познавательные характеристики ученика
1. Обладает необычно большим для этого возраста или класса запасом слов; использует
термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и
сложностью
1 2 3 4.
2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящим за
пределы обычных интересов детей этого возраста)
1 2 3 4.
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию
1 2 3 4.
4. Легко улавливает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»;
задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на
получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей
1 2 3 4.
5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше»,
чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит
1 2 3 4.
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке
10

____
Умножьте на соответствующий вес
1 2 3 4.
Сложите полученные числа
Общий показатель________
Шкала П. Мотивационные характеристики
1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремится к
завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию)
1 2 3 4.
2. Легко впадает в скуку от обычных заданий
1 2 3 4.
3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью
1 2 3 4.
4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от
учителя
1 2 3 4.
5. Имеет склонность организовывать людей, систематизировать предметы и ситуации
1 2 3 4.
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке
____
Умножьте на соответствующий вес
1 2 3 4.
Сложите полученные числа
Общий показатель_______
Шкала III. Лидерские характеристики
1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает, и, обычно, делает это хорошо
1 2 3 4.
2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя
чувствует, когда ее/его просят показать свою работу классу
1 2 3 4.
3. Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и, обычно, понятно говорит
1 2 3 4.
4. Любит находиться с людьми, общителен/общительна и предпочитает не оставаться в
одиночестве
1 2 3 4.
5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью,
в которой участвует
1 2 3 4.
11

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке
____
Умножьте на соответствующий вес
1 2 3 4.
Сложите полученные числа
Общий показатель_______
Шкала IV. Творческие характеристики
1. Проявляет большую любознательность в различных сферах человеческой деятельности;
постоянно задает обо всем вопросы
1 2 3 4.
2. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает
необычные, оригинальные, умные ответы
1 2 3 4.
3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях;
настойчив
1 2 3 4.
4. Любит рисковать; имеет склонность к приключениям
1 2 3 4.
5. Имеет склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет,
если...»); занят приспособлением, улучшением и изменением предметов и систем
1 2 3 4.
6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся
смешными остальным
1 2 3 4.
7. Необычайно чувствителен/чувствительна к внутренним импульсам и более
открыт/открыта к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих»
интересов у мальчиков, большая независимость у девочек)
1 2 3 4.
8. Чувствителен/чувствительна к прекрасному; обращает внимание на эстетические
стороны жизни
1 2 3 4.
9. Не подвержен/подвержена влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется
деталями; не боится быть отличным/отличной от других
1 2 3 4.
10. Дает конструктивную критику; не склонен/не склонна принимать авторитеты без
критического изучени.
1 2 3 4.
12

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке
____
Умножьте на соответствующий вес
1 2 3 4.
Сложите полученные числа
Общий показатель _______

13

Приложение 5
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей 10-х классов
Представленные шкалы разработаны Дж. Рензулли (1977 г.) и адаптированы Л.В. Поповой.
Фамилия, имя учащегося________________________________________________________
Дата______________________________
Класс_____________
Возраст___________
Учитель или тот, кто проводил рейтинг___________________________________________
Инструкция
Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в
познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы
следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать,
насколько часто Вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы
представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не
суммируются.
Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите
соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики;
2 – если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Шкала I. Познавательные характеристики ученика
2. Обладает необычно большим для этого возраста или класса запасом слов; использует
термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и
сложностью
1 2 3 4.
3. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящим за
пределы обычных интересов детей этого возраста)
1 2 3 4.
4. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию
1 2 3 4.
5. Легко улавливает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»;
задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на
получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей
1 2 3 4.
6. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше»,
чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит
1 2 3 4.
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке
14

____
Умножьте на соответствующий вес
1 2 3 4.
Сложите полученные числа
Общий показатель________
Шкала П. Мотивационные характеристики
2. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремится к
завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию)
1 2 3 4.
3. Легко впадает в скуку от обычных заданий
1 2 3 4.
4. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью
1 2 3 4.
5. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от
учителя
1 2 3 4.
6. Имеет склонность организовывать людей, систематизировать предметы и ситуации
1 2 3 4.
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке
____
Умножьте на соответствующий вес
1 2 3 4.
Сложите полученные числа
Общий показатель_______
Шкала III. Лидерские характеристики
2. Проявляет ответственность; делает то, что обещает, и, обычно, делает это хорошо
1 2 3 4.
3. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя
чувствует, когда ее/его просят показать свою работу классу
1 2 3 4.
4. Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и, обычно, понятно говорит
1 2 3 4.
5. Любит находиться с людьми, общителен/общительна и предпочитает не оставаться в
одиночестве
1 2 3 4.
6. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью,
в которой участвует
1 2 3 4.
15

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке
____
Умножьте на соответствующий вес
1 2 3 4.
Сложите полученные числа
Общий показатель_______
Шкала IV. Творческие характеристики
2. Проявляет большую любознательность в различных сферах человеческой деятельности;
постоянно задает обо всем вопросы
1 2 3 4.
3. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает
необычные, оригинальные, умные ответы
1 2 3 4.
4. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях;
настойчив
1 2 3 4.
5. Любит рисковать; имеет склонность к приключениям
1 2 3 4.
6. Имеет склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет,
если...»); занят приспособлением, улучшением и изменением предметов и систем
1 2 3 4.
7. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся
смешными остальным
1 2 3 4.
8. Необычайно чувствителен/чувствительна к внутренним импульсам и более
открыт/открыта к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих»
интересов у мальчиков, большая независимость у девочек)
1 2 3 4.
9. Чувствителен/чувствительна к прекрасному; обращает внимание на эстетические
стороны жизни
1 2 3 4.
10. Не подвержен/подвержена влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется
деталями; не боится быть отличным/отличной от других
1 2 3 4.
11. Дает конструктивную критику; не склонен/не склонна принимать авторитеты без
критического изучения
1 2 3 4.
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке
16

____
Умножьте на соответствующий вес
1 2 3 4.
Сложите полученные числа
Общий показатель _______
Определение уровня познавательной потребности
Заполнив опросник, составленный В.С. Юркевич, педагог сумеет определить,
насколько у ребенка-старшеклассника развита потребность в познании и понимает ли
он
необходимость обучения в школе лично для себя. Ответы на вопросы формулируются на
основе наблюдений за ребенком.
1. Связаны ли интересы старшеклассника (в учебе и во внешкольных занятиях) с выбором
будущей профессии?
А. Связаны очень тесно.
Б. Связаны, но поведение ребенка хаотично, он хватается то за одно, то за другое, у него нет
четкого плана действий.
В. Никак не связаны.
2. Случается ли, что старшеклассник обращается к серьезным источникам: пользуется
научной литературой, словарями?
А. Часто.
Б. Иногда.
В. Никогда.
3. Ставит ли старшеклассник в своей учебной работе задачи, выполнение которых
невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней?А.
Очень часто.
Б. Бывает, что ставит такие задачи, но редко выполняет их. В.
Не ставит долговременных задач.
4. Занимаясь любимым делом, может ли делать «черную», неинтересную работу
(выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)? А.
Делает такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо.
Б. Иногда делает, иногда бросает на полпути. В.
Избегает выполнения такой работы.
5. Может ли старшеклассник заниматься длительное время интеллектуальной работой,
иногда даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?
А. Всегда, когда это необходимо. Б.
Только иногда.
В. Никогда.
Необходимо определить, какие ответы преобладают — «А», «Б» или «В».
Преобладание ответов «А» свидетельствует о развитой и целенаправленной
познавательной деятельности. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней
самостоятельность. От родителей может потребоваться помощь в поиске справочной
литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на
износ», что может привести к истощению).
Преобладание ответов «Б» говорит о том, что у старшеклассника развита
любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не
имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в
дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители могут помочь
подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного
предмета, например, занимательный учебник или совместные обсуждения увлекательной
темы.
Ответы «В» сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и
17

о нежелании учиться. Конечно, если «покопаться», всегда найдется область знаний или
интеллектуальное занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. В
разговоре с ним надо попытаться выяснить, что именно его интересует, присмотреться к его
внешкольным занятиям и помочь найти способ реализовать свою склонность к той или иной
деятельности, относясь к его интересу с пониманием и предоставив ему возможность
действовать самостоятельно, но не отказывая в помощи при необходимости.

18

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».