Положение о расписании

отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 года N 28.
1.5. Расписание уроков является основным документом, в соответствии с
которым осуществляется учебный процесс.
1.6. В образовательном учреждении связующим звеном всей урочной и
внеурочной деятельности педагогического коллектива, фундаментом для
развития творчества в современной работе “учитель + ученик” является
расписание занятий — один из основных документов, определяющий
работу ОУ.
1.7. Режим работы по пятидневной или шестидневной неделе определяется ОУ
самостоятельно.
1.8. При составлении расписания следует учитывать шкалы трудности учебных
предметов
1.9. Расписание устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели,
учебного года. На его основе организуется внеклассная и внешкольная
работа, дежурство администрации и учителей, работа библиотеки и
проведение классных и общешкольных родительских собраний,
деятельность ученических организаций и связь с общественностью, работа
кружков и секций дополнительного образования.
1.10. Для создания оптимальных условий деятельности педагогического и
ученического коллективов и эффективности работы образовательного
учреждения необходимо учитывать требования к санитарногигиеническому режиму образовательного процесса и составлению
расписания.
1.11. При составлении расписания в образовательном учреждении учитываются и
интересы учащихся, и социальный заказ родителей, и интересы учителей, и
интересы обслуживающего персонала. Разрешение проблем в ходе работы
над составлением расписания нацеливать на целесообразность организации
учебно-воспитательного процесса.
1.12. При составлении расписания необходимо учитывать дневную и недельную
кривую изменения работоспособности учащихся.
1.13.
Школьное расписание оценивается положительно, если выполнены
основные требования:
● неравномерность распределения учебной нагрузки в течение недели;
● один или два «пика» (не более двух) распределения недельной нагрузки,
исключая первый и последний день недели;
● один день с наименьшей учебной нагрузкой, минимальная нагрузка в конце
недели.
1.

Ответственные

Ответственным за составление расписания по должностным обязанностям
является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2 стр.

2.

Порядок работы над расписанием

3.1.Расписание составляется на год (или полугодие).
3.2. В течение года расписание может корректироваться (индивидуально по
классам) по производственной необходимости (больничный лист, основной или
учебный отпуск, участие в семинарах и мероприятиях и по другим
уважительным причинам) 3.3. После составления расписания оно утверждается
директором школы.
3.4.Исправления в расписании учителями и учащимися не допускаются.
3.
●
●
●
●

Аббревиатуры и сокращения применяемые в расписании уроков
МХК — Мировая художественная культура;
ИЗО — Изобразительное искусство;
ОДНКНР — Основы духовной нравственности и культуры народов России;
ОБЖ — Основы безопасности жизнедеятельности;
4.

Режим образовательного процесса

5.1. Режим образовательного процесса определяется календарным графиком и
режимом работы Школы на учебный год, утвержденным приказом
директора в августе текущего года и в соответствии с СП 2.4.3648-20.
5.2. Учебный год в МБОУ «Золотополенская ОШ» начинается 1 сентября. Если
этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год
начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.
5.3. Продолжительность учебного года в 5-8, 10 классах — 34 недели, в 9, 11
классах — 34 недели (без учета государственной итоговой аттестации).
5.4.Учебный год составляют учебные периоды — 1-9 классы четверти.
Количество четвертей — 4. Полугодия – 10-11 классы.
5.5. Каникулы установлены в соответствии с приказом Управления образования
Кировского района. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней и регулируется ежегодно
календарным графиком.
5.6. Обучение в Школе ведется по 5-ти дневной учебной неделе.
5.7. Продолжительность урока в 5-11-х классах составляет 45 минут.
5.8. Учебные занятия в Школе начинаются в 8 часов 30 минут.
5.9. Занятия в 1-11 классах проводятся в первую смену.
5.10. После каждого урока учащимся предоставляется перерыв 10 минут. Для
организации питания обучающихся в режим учебных занятий вносится три
перемены, продолжительностью не менее 20 минут.
5.11. Расписание звонков:
№ Учебного
занятия
1 урок

Время занятий

Перерыв

8.30 – 9.15

3 стр.

10 минут
2 урок

9.25 – 10.10
10 минут

3 урок

10.20 – 11.05

ОБЕД

11.05 – 11.25

4 урок

11.25 – 12.10

ОБЕД

12.10 – 12.30

5 урок

12.30 – 13.15

ОБЕД

13.15 – 13.35

6 урок

13.35 – 14.20

20 минут

20 минут
20 минут

10 минут
7 урок

14.30 – 15.15

5.12. Величина недельной учебной нагрузки (количество учебных занятий),
реализуемая через урочную деятельность, определяется в соответствии с
таблицей (Приложение 1).
5.13. Учебная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
●
для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в
неделю 5 уроков за счет урока физической культуры ;
●
для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6
уроков за счет урока физической культуры;
●
для обучающихся 5-7-х классов — не более 7 уроков;
●
для обучающихся 8-11-х классов — не более 8 уроков.
5.14. Расписание уроков составляется в соответствии с гигиеническими
требованиями к расписанию уроков с учетом умственной
работоспособности обучающихся в течение дня и недели.
5.15. При проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на
2 и 3 ступени обучения, физической культуре на 3 ступени обучения, по
информатике, физике, химии (во время практических занятий) допускается
деление класса на две группы при наполняемости 25 человек и более.
5.16. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным
предметам не должна превышать 60-80%. С целью профилактики
утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует
проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
4 стр.

При составлении расписания уроков чередуются различные по сложности
предметы в течение дня и недели: для обучающихся II и III ступени
обучения — предметы естественно-математического и гуманитарного
циклов (по мере возможности).
5.18. Для обучающихся 5-11-х классов наиболее трудные предметы проводятся
на 2-4 уроках (по мере возможности).
5.19. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной
работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.
5.17.

5.

Режим каникулярного времени

6.1. Продолжительность каникул и их сроки определяется календарным графиком
и режимом работы Школы на учебный год, утвержденным приказом
директора в августе текущего года.
6.2. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней.
6.3. Продолжительность летних каникул составляет не менее 8 недель.
6.

Режим внеурочной деятельности

7.1. Режим внеурочной деятельности (кружки, секции детских общественные
объединения) регламентируется расписанием.
7.2. Время проведения экскурсий, походов, выходов с детьми на внеклассные
мероприятия устанавливается в соответствии с календарно-тематическим
планированием и планом воспитательной работы.
7.3. Выход за пределы школы разрешается только после издания
соответствующего приказа директора школы. Ответственность за жизнь и
здоровье детей при проведении подобных мероприятий несет учитель,
воспитатель, который назначен приказом директора.
7.4. Факультативные, групповые, индивидуальные занятия, занятия объединений
дополнительного образования начинаются через 30 минут после окончания
уроков.
7.5. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий входят в объем
максимально допустимой нагрузки.
7.6. При проведении внеурочных занятий продолжительностью более 1
академического часа организуются перемены – 10 минут для отдыха со
сменой вида деятельности.
7.7. В учреждении по желанию и запросам родителей (законных представителей)
могут открываться группы продленного дня обучающихся, которые
начинают свою работу после окончания уроков.
Режим работы каждой группы утверждается директором школы.
7.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся

8.1. Сроки организации и проведения промежуточной аттестации в переводных
классах определяются годовым календарным графиком и режимом работы
5 стр.

Школы на учебный год и утвержденным приказом директора в августе
(сентябре) текущего года.
8.2. Государственная итоговая аттестация в 9 и 11 классах проводится в
соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства
образования Российской Федерации.

Приложение 1
Требования к санитарно-гигиеническому режиму
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и
режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований, в
соответствии с программами ФГОС, допускаются при наличии санитарноэпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам:
гигиенические требования к максимальным величинам образовательной
нагрузки:
Класс
ы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических
часах
При 6-дневной неделе, не
более

При 5-дневной неделе, не
более

-

21

2-4

26

23

5

32

29

1

6 стр.

6

33

30

7

35

32

8-9

36

33

10 - 11

37

34

● часы элективных (спецкурса) групповых и индивидуальных занятий
●
●
●
●
●
●

●

должны входить в объем максимально допустимой нагрузки;
продолжительность урока не должна превышать 45 минут;
учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов;
расписание уроков составляется отдельно для обязательных и
факультативных занятий;
факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим
количеством обязательных уроков;
для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся
должны иметь облегчённый день в среду или в четверг.
при составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и
недели для обучающихся II и III ступени обучения — предметы
естественно-математического и гуманитарного циклов;
расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой
умственной работоспособности обучающихся.
Приложение 2
Основные этапы работы над составлением расписания уроков

●
●
●

●
●
●

1 этап (подготовительный, аналитический):
анализ нагрузки учителей на новый учебный год (июнь);
анкетирование родителей и учащихся по вопросам организации учебновоспитательного процесса (июнь);
сбор необходимых документов и материалов.
Методика составления расписания уроков и оптимальная организация учебновоспитательного процесса должны находить свое отражение в диагностике
выстраивания работы ОУ, в учете пожеланий всех участников
образовательного процесса.
Этому способствует анкетирование учащихся, родителей, педагогических
работников.
Кроме аналитических данных, необходимы рабочие материалы для
практической части составления расписания уроков.
Перечень материалов, необходимых для составления расписания:
учебный план ОУ, согласованный с вышестоящими инстанциями;
сведения о количестве классов и наполняемости классов (согласно ОШ);
сведения о делении классов на подгруппы, паспорт класса;
7 стр.

● сведения о классных руководителях и закрепление классов за учебными

●

кабинетами;
сведения о количестве учебных кабинетов, их вместимости, закрепление за
учителями;
размещения классов по учебным кабинетам;
расписание звонков;
информация от директора ОУ об обязательных методических днях
администрации, об организации преподавательской деятельности
администрации;
анкеты учителей с пожеланиями по организации их деятельности, сдваивании
уроков;
сведения о совместителях;
сводная информация по нагрузке учителей.
2 этап (практический):
заготовки форм необходимых таблиц,
выверка учебной нагрузки по учителям и по классам,
расстановка кабинетов и заполнение таблицы занятости кабинетов.
3 этап (оценочный):
проверка рационального использования сил педагогов, ограничение
количества «окон» до минимума;
проверка обязательных методических дней учителей и администрации,
количества часов дневной нагрузки (не должно превышать 8 уроков);
гигиеническая оценка расписания.
4 этап (информационный):
сообщение расписания всем участникам образовательного процесса;

●

получение и переработка информации по корректировке расписания уроков;

●

регулярная своевременная информация об изменениях в расписании уроков.

●
●
●
●

●
●
●
●
●
●
●
●
●

●

●
●
●
●

Замена уроков
Ежедневное изменение режима учебной деятельности с учетом:
нахождения учителей на больничном, на курсах повышения квалификации, на
семинарах, конкурсах и т.д.
Замена уроков качественна, если она: рациональна, своевременна, доступна
и учителям, и обучающимся.
Перечень, необходимых материалов:
расписание звонков;
расписание уроков по учителям;
таблица занятости учебных кабинетов и спортивного зала;
список учителей, отсутствующих в данный учебный день.

8 стр.

Приложение 3
Основные требования к составлению расписания учебных занятий
Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:
Необходимо создать наилучшие условия для обеспечения эффективного труда
учащихся: обеспечить учет санитарно-гигиенических норм, динамики дневной и
недельной работоспособности учащихся, сложности учебных предметов для
восприятия обучаемыми.
Необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя:
● создать оптимальные условия для учебно-воспитательной работы учителя

в качестве учителя-предметника и в качестве классного руководителя, учителяпредметника и воспитателя группы продленного дня, учителя-предметника и
педагога дополнительного образования.
Необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих
работу ОУ: исполнять требования нормативных документов как вышестоящих
организаций, так и внутришкольных.
Необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства
урочной, внеурочной работы и условий для развития дополнительного
образования: обеспечить целостную взаимосвязь урочной системы ОУ с
внеурочной (совещания, классные часы, мероприятия, факультативы, спецкурсы,
индивидуально-групповые консультации).
Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что
биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного
возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая
эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических
затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения
образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для
обучающихся 2 и 3 ступени образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

9 стр.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни
учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в
начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким
образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На
эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения)
либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в
большом количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала,
контрольные работы следует проводить на 2-4-х уроках в середине учебной
недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку,
не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних
и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность
каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе
последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с
письменными заданиями и контрольные работы.
Таблица 1
Шкала трудности учебных изучаемых
в 1-4 классы
Учебные предметы

Количество баллов

Математика

8

Русский язык/Родной язык

7

Информатика и ИКТ

6

Иностранный язык

7

Окружающий мир

6

Литературное чтение

5

Изобразительное искусство

3

Музыка

3

Технология

2

Физическая культура

1

10 стр.

Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых
в 5 - 9 классах
Учебные предметы

Количество баллов (по классам)
5

6

7

8

9

Физика

–

–

8

9

13

Химия

–

–

–

10

12

История

5

8

6

8

10

Иностранный язык

9

11

10

8

9

Математика

10

13

–

–

–

Геометрия

–

–

12

10

8

Алгебра

–

–

10

9

7

Природоведение

7

8

–

–

–

Биология

10

8

7

7

7

Литература

4

6

4

4

7

Информатика и ИКТ

4

10

4

7

7

Русский язык/Родной язык

8

12

11

7

6

География

–

7

6

6

5

Изобразительное искусство

3

3

1

–

–

Мировая художественная культура

–

–

8

5

5

Музыка

2

1

1

1

–

Обществознание (включая экономику и право)

6

9

9

5

5

Технология

4

3

2

1

4

Черчение

–

–

–

5

4

Основы безопасности жизнедеятельности

1

2

3

3

3

Физическая культура

3

4

2

2

2

Математика

Искусство

11 стр.

Таблица 3
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых
в 10 - 11 классах
Учебные предметы

Количество баллов

Физика

12

Математика (геометрия), Химия

11

Математика (алгебра)

10

Русский язык/Родной язык

9

Литература, Иностранный язык

8

Биология

7

Информатика и ИКТ

6

История, Обществознание (включая экономику и право),
Искусство (МХК)

5

География

3

Основы безопасности жизнедеятельности

2

Физическая культура

1

12 стр.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868576046
Даценко Ирина Александровна
С 01.03.2021 по 01.03.2022

13 стр.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».