Положение об организации инклюзивного образования

физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") ;
инклюзивное образование —
обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся
с учетом разнообразия особых
образовательных
потребностей
и индивидуальных возможностей (п.
27 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации");
адаптированная
образовательная
программа (далее – АОП)
—
образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда,
позволяющая беспрепятственно получать качественное образование
обучающимся (воспитанникам) с ОВЗ;
тьютор
(ассистент
учителя)
–
специалист,
осуществляющий
непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течении учебного
дня – на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях
во время перемены, выполнение тех или иных режимных моментов.
Основная задача тьютора помощь самому ребенку, его родителям, учителю и
другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде,
формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения;
специальные условияусловия обучения, воспитания и развития
обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно
или затруднено освоение образовательных программобучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.

2

2. Организация инклюзивного образования
2.1. Для получения образования обучающимися с ОВЗ в условиях
инклюзивного образования в ОО создаются специальные условия для
обучения, развития и воспитания таких обучающихся, включающие:
- необходимые учебно-методические и наглядно-дидактические пособия,
специальные учебники и технические средства коллективного и
индивидуального пользования;
- использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих
занятий отдельными специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед,
педагог- психолог, социальный педагог, тьютор т др.) в соответствии с
рекомендациями психолого-медико–педагогической комиссии (далее –
ПМПК), а также психолог-педагогического консилиума ОО (далее- ППк);
- обеспечение соответствующими педагогическими кадрами;
- беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в здания и помещения ОО;
-другие специальные условия, без которых невозможно или затруднено
освоение адаптированных образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
2.2. Инклюзивно могут обучаться дети, получившие коллегиальное
заключение ПМПК с установленным статусом (ребенок с ОВЗ),
рекомендациями о варианте стандарта обучения (для обучающихся по ФГОС
для детей с ОВЗ и ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями),
организации учебного и внеучебного пространства и психологопедагогического сопровождения на любом уровне образования (начального
общего, основного общего и среднего общего образования) по заявлению
родителей (законных представителей).
2.3. Создание/открытие классов с инклюзивным обучением и других
инновационных моделей организации инклюзивного обучения закрепляется
нормативным актом ОО. Зачисление детей с ОВЗ в классы с инклюзивным
обучением осуществляется в установленном законодательством порядке.
2.4. Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с
ОВЗ в классах с инклюзивным обучением в ОО функционирует ППк с
обязательным участием родителей (законных представителей). Члены ППк
участвуют в разработке АОП и/или индивидуального образовательного
маршрута обучающегося с ОВЗ, отслеживают динамику развития ребёнка,
успешность в освоении
адаптированной образовательной программы,
эффективность коррекционно-развивающих программ и результаты
социализации.
2.5.Содержание образования и условия организации образовательного

процесса для обучающихся с ОВЗ определяются АОП, а для инвалидов также
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации
инвалида с учётом индивидуальных особенностей познавательного,
физического, эмоционально-волевого и социального развития обучающихся
и рекомендаций ПМПК.
2.6. АОП и индивидуальный учебный план при инклюзивном обучении для
каждого обучающегося с ОВЗ разрабатывается группой педагогических
работников, задействованных в психолого-педагогическом сопровождении
обучающихся с ОВЗ,
согласовывается
педагогическим советом и
утверждается руководителем ОО ежегодно. В АОП регулярно вносятся
изменения на основе данных о динамике ребенка.
При изменении состояния здоровья обучающихся, отсутствия динамики
результатов в развитии возможны внесения изменений в АОП в соответствии
с рекомендациями ПМПК, ППк и по согласованию с родителями (законными
представителями).
2.7. Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую
область) обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляющих суммарно
10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны
включать обязательные занятия коррекционно-развивающей направленности
с учётом возрастных особенностей учащихся и их физиологических
потребностей.
2.8. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной
деятельности,
поддерживающей
процесс
освоения
содержанияадаптированнойосновной образовательной
программы (далее
АООП).
Количество часов, выделяемых на обязательные занятия коррекционноразвивающей направленности определяется в соответствии с примерным
учебным планом АООП.
2.9. Педагогические работники, реализующие программу коррекционной
работы в ОО, должны иметь соответствующую квалификацию и уровень
образования.
2.10. При организации инклюзивного обучения может использоваться
сетевая форма реализации АОП, осуществляемая на основании договора
между организациями.
2.11. Личностно-ориентированная направленность и индивидуализация
учебно-воспитательного процесса в ОО в обучении ребёнка с ОВЗ
обеспечивается:
- тьютором, деятельность которого регулируется профессиональным

стандартом «Специалист в области воспитания»;
- ассистентом (помощником), оказывающим обучающимся с инвалидностью
и ОВЗ необходимую техническую помощь в процессе получения
образования, деятельность которого регулируется профессиональным
стандартом «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи
инвалидам и лицам с ОВЗ».
2.12. Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента
(помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем
ОО на основании рекомендаций ПМПК или с учётом рекомендаций ППк ОО.
2.13. Обучение в классах с инклюзивным обучением осуществляется по
учебным планам, программам, учебникам и пособиям, рекомендованным
Министерством просвещения Российской Федерации.
2.14. Расписание занятий для обучающихся с ОВЗ составляется с учётом
индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности,
динамики умственной трудоспособности на протяжении дня и недели в
соответствии с требованиями правил СП 2.4.3648-20.
2.15. Обучающиеся с ОВЗ привлекаются для занятий по программам
дополнительного образования с учётом их интересов, наклонностей,
способностей, пожеланий, возраста, индивидуальных особенностей учебнопознавательной деятельности и состояния здоровья.
2.16. Количество обучающихся в классе с инклюзивным обучением
определяется исходя из расчёта соблюдения нормы площади на одного
обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных
кабинетов.
Площадь учебных кабинетов без учёта площади, необходимой для
расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и др.) для хранения
учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна
рассчитываться следующим образом:
- не менее 2,5 квадратных метра на одного обучающегося при фронтальных
формах занятий;
- не менее 3,5 квадратных метра на одного обучающегося при организации
групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчёта не более 3
обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися.
3.Оценивание учебных достижений, организация аттестации
обучающихся с ОВЗ
3.1. Оценивание учебных достижений обучающихся с ОВЗ осуществляется в
соответствии с критериями оценивания, объёмом и степенью адаптации

учебного материала, определённой образовательной программой.
3.2. Система оценивания учебных достижений обучающихся с ОВЗ
разрабатывается ОО самостоятельно, утверждается нормативным актом ОО и
может носить стимулирующий характер.
3.3.Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и итоговой аттестации в иных формах в соответствии с
ФГОС. Специальные условия прохождения аттестации конкретизируются
применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ.
3.4. Промежуточная аттестация, перевод в следующий класс,
государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 (12) классов,
обучающихся инклюзивно, осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
и иными соответствующими нормативными актами.
3.5. По окончании ОО обучающийся с ОВЗ получает документ об
образовании или документ об обучении в соответствии с законодательством
Российской
Федерации.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868576046
Даценко Ирина Александровна
С 01.03.2021 по 01.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».