физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") ; инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"); адаптированная образовательная программа (далее – АОП) — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"); доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, позволяющая беспрепятственно получать качественное образование обучающимся (воспитанникам) с ОВЗ; тьютор (ассистент учителя) – специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течении учебного дня – на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях во время перемены, выполнение тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения; специальные условияусловия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программобучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 2 2. Организация инклюзивного образования 2.1. Для получения образования обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ОО создаются специальные условия для обучения, развития и воспитания таких обучающихся, включающие: - необходимые учебно-методические и наглядно-дидактические пособия, специальные учебники и технические средства коллективного и индивидуального пользования; - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; - проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий отдельными специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог- психолог, социальный педагог, тьютор т др.) в соответствии с рекомендациями психолого-медико–педагогической комиссии (далее – ПМПК), а также психолог-педагогического консилиума ОО (далее- ППк); - обеспечение соответствующими педагогическими кадрами; - беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в здания и помещения ОО; -другие специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение адаптированных образовательных программ обучающимися с ОВЗ. 2.2. Инклюзивно могут обучаться дети, получившие коллегиальное заключение ПМПК с установленным статусом (ребенок с ОВЗ), рекомендациями о варианте стандарта обучения (для обучающихся по ФГОС для детей с ОВЗ и ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями), организации учебного и внеучебного пространства и психологопедагогического сопровождения на любом уровне образования (начального общего, основного общего и среднего общего образования) по заявлению родителей (законных представителей). 2.3. Создание/открытие классов с инклюзивным обучением и других инновационных моделей организации инклюзивного обучения закрепляется нормативным актом ОО. Зачисление детей с ОВЗ в классы с инклюзивным обучением осуществляется в установленном законодательством порядке. 2.4. Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в классах с инклюзивным обучением в ОО функционирует ППк с обязательным участием родителей (законных представителей). Члены ППк участвуют в разработке АОП и/или индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ, отслеживают динамику развития ребёнка, успешность в освоении адаптированной образовательной программы, эффективность коррекционно-развивающих программ и результаты социализации. 2.5.Содержание образования и условия организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ определяются АОП, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида с учётом индивидуальных особенностей познавательного, физического, эмоционально-волевого и социального развития обучающихся и рекомендаций ПМПК. 2.6. АОП и индивидуальный учебный план при инклюзивном обучении для каждого обучающегося с ОВЗ разрабатывается группой педагогических работников, задействованных в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ, согласовывается педагогическим советом и утверждается руководителем ОО ежегодно. В АОП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка. При изменении состояния здоровья обучающихся, отсутствия динамики результатов в развитии возможны внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК, ППк и по согласованию с родителями (законными представителями). 2.7. Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляющих суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционно-развивающей направленности с учётом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей. 2.8. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержанияадаптированнойосновной образовательной программы (далее АООП). Количество часов, выделяемых на обязательные занятия коррекционноразвивающей направленности определяется в соответствии с примерным учебным планом АООП. 2.9. Педагогические работники, реализующие программу коррекционной работы в ОО, должны иметь соответствующую квалификацию и уровень образования. 2.10. При организации инклюзивного обучения может использоваться сетевая форма реализации АОП, осуществляемая на основании договора между организациями. 2.11. Личностно-ориентированная направленность и индивидуализация учебно-воспитательного процесса в ОО в обучении ребёнка с ОВЗ обеспечивается: - тьютором, деятельность которого регулируется профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания»; - ассистентом (помощником), оказывающим обучающимся с инвалидностью и ОВЗ необходимую техническую помощь в процессе получения образования, деятельность которого регулируется профессиональным стандартом «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ». 2.12. Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем ОО на основании рекомендаций ПМПК или с учётом рекомендаций ППк ОО. 2.13. Обучение в классах с инклюзивным обучением осуществляется по учебным планам, программам, учебникам и пособиям, рекомендованным Министерством просвещения Российской Федерации. 2.14. Расписание занятий для обучающихся с ОВЗ составляется с учётом индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности, динамики умственной трудоспособности на протяжении дня и недели в соответствии с требованиями правил СП 2.4.3648-20. 2.15. Обучающиеся с ОВЗ привлекаются для занятий по программам дополнительного образования с учётом их интересов, наклонностей, способностей, пожеланий, возраста, индивидуальных особенностей учебнопознавательной деятельности и состояния здоровья. 2.16. Количество обучающихся в классе с инклюзивным обучением определяется исходя из расчёта соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетов. Площадь учебных кабинетов без учёта площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и др.) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом: - не менее 2,5 квадратных метра на одного обучающегося при фронтальных формах занятий; - не менее 3,5 квадратных метра на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. Количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчёта не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися. 3.Оценивание учебных достижений, организация аттестации обучающихся с ОВЗ 3.1. Оценивание учебных достижений обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с критериями оценивания, объёмом и степенью адаптации учебного материала, определённой образовательной программой. 3.2. Система оценивания учебных достижений обучающихся с ОВЗ разрабатывается ОО самостоятельно, утверждается нормативным актом ОО и может носить стимулирующий характер. 3.3.Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах в соответствии с ФГОС. Специальные условия прохождения аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ. 3.4. Промежуточная аттестация, перевод в следующий класс, государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 (12) классов, обучающихся инклюзивно, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иными соответствующими нормативными актами. 3.5. По окончании ОО обучающийся с ОВЗ получает документ об образовании или документ об обучении в соответствии с законодательством Российской Федерации. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868576046 Даценко Ирина Александровна С 01.03.2021 по 01.03.2022