Положение о службе школьной медиации

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МБОУ «Золотополенская ОШ»
(протокол от 31.08.2023г. №12)

Приказом
МБОУ «Золотополенская ОШ»
от 01.09.2023г. №324-од
Бебих Н.Н.
ИО директора
МБОУ «Золотополенская ОШ»

СОГЛАСОВАНО
с Управляющий советом
МБОУ «Золотополенская ОШ»
(протокол от 31.08.2023г. №4)

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной службе медиации в МБОУ «Золотополенская ОШ»
1. Общие положения

1.1. Служба школьной медиации является структурным подразделением МБОУ
«Золотополенская ОШ», которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и
других участников образовательных отношений, заинтересованных в разрешении
конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательной
организации.
1.2. Служба школьной медиации (далее - СШМ) является альтернативой другим способам
реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения
несовершеннолетних. Результаты работы СШМ и достигнутое соглашение
конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного
решения по конфликту или правонарушению.
1.3. Служба школьной медиации является приоритетным способом реагирования, то есть
сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу, а при их отказе
или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательная
организация может применить другие способы решения конфликта и/или меры
воздействия.
1.4. Служба школьной медиации осуществляет свою деятельность на основании
Федерального закона No 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации», требованиями обновлённых ФГОС начального общего, основного общего и
среднего общего образования.
2. Цели и задачи службы школьной медиации
2.1. Целями службы школьной медиации являются:
2.1.1. распространение среди участников образовательных отношений цивилизованных
форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и
другие способы);
2.1.2. помощь участникам образовательных отношений в разрешении споров и
конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
1

2.1.3. организация в образовательной организации некарательного реагирования на
конфликты,
проступки,
противоправное
поведение
и
правонарушения
несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.
2.2. Задачами службы школьной медиации являются:
2.2.1. проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных
ситуаций
(восстановительных
медиаций,
«кругов
сообщества»,
«школьных
восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров,
конфликтов и противоправных ситуаций;
2.2.2. обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательных
отношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания
ответственности;
2.2.3. организация просветительных мероприятий и информирование участников
образовательных отношений о миссии, принципах и технологии восстановительной
медиации;
3. Принципы деятельности службы школьной медиации
3.1.Деятельность СШМ основана на следующих принципах:
3.1.1 Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся
(воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается
направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную
встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в
программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы школьной
медиации не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением
примирительного договора (по согласованию с участниками встречи), подписанного ими.
Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся
преступлении.
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе школьной медиации принимать
сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность
предполагает, что служба не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или
иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам
самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять
нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен
отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.
4. Порядок формирования службы школьной медиации
4.1. В состав СШМ могут входить учащиеся (воспитанники) 7–11 классов, прошедшие
обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут
участвовать в работе службы в качестве со-медиаторов (вторых медиаторов).
4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или
иной работник образовательной организации, прошедший обучение проведению
2

восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству
службой школьной медиации приказом директора образовательной организации.
4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих
примирительных встреч (медиаторов).
4.4. Вопросы членства в службе школьной медиации, требований к учащимся
(воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные
настоящим Положением, могут определяться службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы школьной медиации
5.1. СШМ может получать информацию о случаях конфликтного или криминального
характера от педагогов, учащихся, администрации образовательной организации, членов
службы школьной медиации, родителей.
5.2. СШМ принимает решение о возможности или невозможности примирительной
программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании
предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом
решении информируются должностные лица образовательной организации.
5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций
(восстановительная медиация, «круг сообщества», «школьная восстановительная
конференция», «семейная восстановительная конференция») проводится только в случае
согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть
предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательной
организации формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть
квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы
также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
5.4. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в
отделении по делам несовершеннолетних (далее – ОПДН), КДНиЗП или суде. Медиация
(или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или
суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении
решения по делу.
5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе
дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация
образовательной организации и родители.
5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор)
службы школьной медиации.
5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой
восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в
случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность
процесса. В этом случае образовательная организация может использовать иные
педагогические технологии.
5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди
участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации)
куратор СШМ принимает участие в проводимой программе.
3

5.9. Возможность проведения примирительных встреч рекомендуется включить в договор
об образовании между образовательной организацией и родителями учащихся.
5.10. Служба школьной медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
5.11. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли
к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном
примирительном договоре или устном соглашении.
5.12. При необходимости СШМ передает
администрации образовательной организации.

копию

примирительного

договора

5.13. Служба школьной медиации помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их
выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба школьной
медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать
причины трудностей и пути их преодоления.
5.14. При необходимости СШМ информирует участников примирительной программы о
возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов
учреждений социальной сферы, психолого-педагогических центров).
5.15. Деятельность СШМ фиксируется в журналах и отчетах, которые являются
внутренними документами службы. (Приложение 1).
5.16. Руководитель (куратор) СШМ обеспечивает мониторинг проведенных программ,
проведение супервизий с учащимися-медиаторами на соответствие их деятельности
принципам восстановительной медиации.
5.17. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической
процедурой и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако
куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а
по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на
проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
5.18. Служба школьной медиации рекомендует участникам конфликта на время
проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции,
средства массовой информации или судебные органы.
5.19. По согласованию с администрацией образовательной организации и руководителем
службы, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и
администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и
спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с
осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из
трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его
квалификация регулируется Федеральным законом No 193-ФЗ РФ «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
5.20. При необходимости СМИ получает у сторон разрешение на обработку их
персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ.

4

6. Организация деятельности службы школьной медиации
6.1. Службе школьной медиации администрация образовательной организации
предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также
возможность использовать иные ресурсы образовательной организации (оборудование,
оргтехнику, средства информации и другие).
6.2. Поддержка и сопровождение СШМ может осуществляться социальнопсихологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных
и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
6.4. Должностные лица образовательной организации оказывают СШМ содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся
(воспитанников).
6.5. Служба школьной медиации в рамках своей компетенции взаимодействует с
психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательной
организации.
6.6. Администрация содействует службе школьной медиации в организации
взаимодействия с педагогами образовательной организации, а также социальными
службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов
и учащихся (воспитанников) в службу школьной медиации, а также содействует освоению
ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
6.7. В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в
восстановительной медиации, «круге сообщества» или «семейной» или «школьной
восстановительной конференции»), то применение административных санкций в
отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о
необходимости возобновления административных действий принимается после получения
информации о результатах работы СШМ и достигнутых договоренностях сторон.
6.8. Администрация образовательной организации поддерживает участие руководителя
(куратора) и медиаторов службы в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов,
супервизиях и в повышении их квалификации.
6.9. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и
службой школьной медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с
педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах
большему числу желающих.
6.10. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому
возбуждено уголовное дело, администрация образовательной организации может
ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также
иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого,
подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия,
направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.11. Служба школьной медиации может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в образовательной организации.

5

7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательной
организации по предложению службы школьной медиации, управляющего совета или
органов самоуправления.
7.3. Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной
медиации».

6

Приложение 1
к Положению о службе школьной медиации
в МБОУ «Золотополенская ОШ»

Документация службы школьной медиации
1.Форма мониторинга деятельности службы школьной медиации
Образовательная организация________________________
Количество медиаторов____________________________
Количество поступивших случаев____________________
Количество завершённых программ___________________
Общее
Взрослых_________

количество

участников

программ:

Подростков________
Восстановительная медиация (программа примирения):
Школьная восстановительная конференция_____(да, нет)
Круг сообщества_____________________________(да, нет)
Семейная конференция______________________(да, нет)
Всего:
Взрослых_______________________ Подростков_____________________

2.Форма регистрационной карточки
Дата ситуации______________
Дата передачи дела куратору_______________________________________________
Источник
информации
о
ситуации
(ФИО,
должность,
данные)___________________________________________________

контактные

Собираются ли стороны или администрация обращаться в правоохранительные
органы?____________________________________________________________________
Информация
о
сторонах:
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О., возраст, адрес, телефон, школа/должность (место работы), класс)
7

Сторона конфликта_________________________________________
Сторона
конфликта_________________________________________
Представитель/родитель
(адрес,
телефон)_______________________
Представитель/родитель (адрес, телефон)_______________________
Дата ситуации__________________
Описание ситуации: __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
________________________________
Дополнительная информация для ведущего (медиатора):
Ф.И.О. модератора(ов)_____________________________________ Ф.И.О. остальных
участников
программы____________________
Какая
программа
проводилась________________________________
Число
участников
(взрослых)__________________________
Число участников (подростков)_________________________________________________
Дата проведения программы_______________
Не
проведена
(причина)______________________________________
Результат___________________________________________________________________
Комментарии_________________________________________________________________
Дата сдачи отчета_______________________

8

3.Примирительный договор
Участники восстановительной программы (медиации, круга сообщества, школьной
конференции,
семейной
конференции)
в
лице:
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том,
что________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
и пришли к следующим выводам (договоренностям):
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Проверять выполнение условий договора и уведомлять медиаторов об их успешном
завершении
будет__________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Встреча
для
аналитической
беседы
состоится
(место,
дата,
время)
_____________________________________________________________________________
______________ _____________________________________________________________
Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
1. Мы понимаем, что копия данного договора может быть передана администрации и
другим заинтересованным в решении лицам. Обсуждавшееся на примирительной встрече
медиатор никому сообщать не будет.
2. Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся проблемы, мы согласны
вернуться на медиацию.
Фамилии, имена и подписи участников встречи
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

9

4.Журнал регистрации случаев (конфликтов)
Дата, участники конфликта__________________________________
Суть конфликта, кто передал, есть ли перспектива передачи в п/о
органы_____________________________________________________________________
Участники встречи___________________________________________________________
Какая проведена программа (или что удалось провести и почему не
завершилось)_______________________________________________________________
Итог
(относительно
стандартов
восстановительной
медиации)____________________________________________________________________
Реакция образовательной организации___________________________________________
Ведущие (медиаторы)_________________________________________________________
Другие участники_____________________________________________________________
В чем ответственность «обидчика»______________________________________________
В чем поддержка «жертвы»_____________________________________________________
Как изменились их отношения___________________________________________________
Поддержка со стороны окружения_______________________________________________
В чем суть договора____________________________________________________________

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».