Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Золотополенская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании педагогического совета МБОУ «Золотополенская ОШ» Протокол № 5 от 15.06.2020 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ«Золотополенская ОШ» __________/И.А.Даценко Приказ № 177-од от 25.06.2020г. (с изменениями и дополнениями) Рабочая программ по информатике Ступень обучения: основное общее образование Уровень: базовый с. Золотое Поле Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Информатика» разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897(с изменениями от 29 декабря 2014 № 1644, от 31 декабря 2015г.№ 1577); целевым и содержательным разделами Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Золотополенская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым (приказ № 177 – од от 25.06.2020 г. с изменениями и дополнениями); авторской программой, предметной линии учебников по информатике под редакцией Семакин И.Г, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова; комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/ комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И. Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru/ Для реализации программы используются учебники: 1. Информатика: учебник для 7 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. –2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.-168 с. :ил. 2. Информатика: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 176 с.: ил. 3. Информатика: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. Планируемые результаты Личностные результаты 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). Метапредметные результаты Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: 1. систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; и 2. выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); 3. заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения всех учебного предмета обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В процессе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные задаче средства, принимать решения, в том числе в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способности к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, анализу результатов поиска и выбору наиболее приемлемого решения. В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: 1) анализировать результаты; существующие и планировать будущие образовательные 2) определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов; 3) идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов; 4) выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат; 5) ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; 6) обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: 1) определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; 2) обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; 3) определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; 4) выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); 5) выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; 6) составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования); 7) определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; 8) описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач; 9) планировать траекторию. и корректировать свою индивидуальную образовательную 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: 1) различать результаты и способы действий при достижении результатов; 2) определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; 3) систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности; 4) отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; 5) оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; 6) находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации; 7) работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата; 8) устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата; 9) соотносить свои действия с целью обучения. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: 1) определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; 2) анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; 3) свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств; 4) оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; 5) обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; 6) фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: 1) анализировать собственную учебную и познавательную деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; деятельность и 2) соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации; 3) принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения; 4) определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; 5) демонстрировать приемы психофизиологических/эмоциональных состояний. регуляции собственных Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: 1) подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; 2) выстраивать логическую соподчиненных ему слов; цепочку, состоящую из ключевого слова и 3) выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия; 4) объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 5) различать/выделять явление из общего ряда других явлений; 6) выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий; 7) строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; 8) строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия; 9) излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; 10) самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; 11) объяснять явления, процессы, связи и познавательной и исследовательской деятельности; отношения, выявляемые в ходе 12) выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; 13) делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: 1) обозначать символом и знаком предмет и/или явление; 2) определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; 3) создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; 4) строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; 5) создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; 6) переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот; 7) строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; 8) строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; 9) анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: 1) находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); 2) ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; 3) устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; 4) резюмировать главную идею текста; 5) преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный); 6) критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: 1) определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания; 2) анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; 3) проводить ситуаций; причинный и вероятностный анализ различных экологических 4) прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор; 5) распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет: 1) определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы; 2) осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками; 3) формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска; 4) соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности. Коммуникативные УУД 11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: 1) определять возможные роли в совместной деятельности; 2) играть определенную роль в совместной деятельности; 3) принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы); 4) определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; 5) строить деятельности; позитивные отношения в процессе учебной и познавательной 6) корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; 7) критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его; 8) предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; 9) выделять общую точку зрения в дискуссии; 10) договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; 11) организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); 12) устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: 1) определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства; 2) представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; 3) соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; 4) высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; 5) принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; 6) создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств; 7) использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления; 8) использовать вербальные коммуникативной задачей; и невербальные средства в соответствии с 9) оценивать эффективность коммуникации после ее завершения. 13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет: 1) целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; 2) использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации; 3) оперировать данными при решении задачи; 4) выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.; 5) использовать информацию с учетом этических и правовых норм; 6) создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты 7 класс 1. 2. Введение в предмет. Человек и информация. Выпускник научится: находить связь между информацией и знаниями человека; понимать, что такое информационные процессы; определять какие существуют носители информации; определять функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; понимать, как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); понимать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Выпускник получит возможность научиться: приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение Выпускник научится: правилам техники безопасности и при работе на компьютере; узнавать состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основным характеристикам компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); понимать структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; понимать типы и свойства устройств внешней памяти; понимать типы и назначение устройств ввода/вывода; определять сущность программного управления работой компьютера; принципам организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения и его состав. Выпускник получит возможность научиться: включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы. 4. Текстовая информация и компьютер Выпускник научится: способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Выпускник получит возможность научиться: набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. 5. Графическая информация и компьютер Выпускник научится: способам представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; понимать какие существуют области применения компьютерной графики; определять назначение графических редакторов; определять назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. Выпускник получит возможность научиться: строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. 6. Мультимедиа и компьютерные презентации Выпускник научится: что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Выпускник получит возможность научиться: Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. - 8 класс 1. Передача информации в компьютерных сетях Выпускник научится: понимать, что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; определять назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; определять назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; понимать. что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиентпрограммы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; работать с одной из программ-архиваторов. 2. Информационное моделирование Выпускник научится: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Выпускник получит возможность научиться: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; 3. Хранение и обработка информации в базах данных Выпускник научится: - понимать, что такое база данных, СУБД, информационная система; понимать, что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; формировать структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; понимать, что такое логическая величина, логическое выражение; понимать, что такое логические операции, как они выполняются. Выпускник получит возможность научиться: - открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. 4. Табличные вычисления на компьютере Выпускник научится: понимать. что такое электронная таблица и табличный процессор; основным информационным единицам электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; определять какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основным функциям (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графическим возможностям табличного процессора. Выпускник получит возможность научиться: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. 9 класс 1. Управление и алгоритмы Выпускник научится: понимать, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; понимать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; определять в чем состоят основные свойства алгоритма; способам записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основным алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; определять назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Выпускник получит возможность научиться: при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. 2. Введение в программирование Выпускник научится: - основным видам и типам величин; определять назначение языков программирования; понимать, что такое трансляция; определять назначение систем программирования; правилам оформления программы на Паскале; правилам представления данных и операторов на Паскале; устанавливать последовательность выполнения программы программирования. Выпускник получит возможность научиться: - в системе работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать, и исполнять программы в системе программирования. 3. Информационные технологии и общество Выпускник научится: основным этапам развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; основным этапам развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; определять в чем состоит проблема безопасности информации; понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. Выпускник получит возможность научиться: регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. Содержание учебного предмета При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется информационная и алгоритмическая культура; умение формализации и структурирования информации, учащиеся овладевают способами представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; у учащихся формируется представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; представление об основных изучаемых понятиях: - информация, алгоритм, модель - и их свойствах; - развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; - формируются представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права. Структура содержания общеобразовательного курса информатики в основной школе определена следующими разделами: 1. Информация и информационные процессы 2. Информационные технологии 3. Компьютерные коммуникации 4. Моделирование и формализация 5. Социальная информатика Введение в предмет Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. Раздел 1. Информация и информационные процессы Человек и информация. Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации. Компьютер: устройство и программное обеспечение. Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Раздел 2. Информационные технологии Текстовая информация и компьютер. Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Графическая информация и компьютер. Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Мультимедиа и компьютерные презентации. Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Раздел 3. Компьютерные коммуникации Передача информации в компьютерных сетях. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Раздел 4. Моделирование и формализация Информационное моделирование. Понятие информационные. Назначение и свойства моделей. модели; модели натурные и Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Хранение и обработка информации в базах данных. Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Табличные вычисления на компьютере. Представление чисел в памяти компьютера. Двоичная система счисления. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Управление и алгоритмы. Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блоксхем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Введение в программирование. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. постановка, Раздел 5. Социальная информатика Информационные технологии и общество. Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.