РП_ Биология_СОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотополенская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНА и
ОДОБРЕНА
на заседании
педагогического совета
МБОУ «Золотополенская ОШ»
Протокол № 5 от 15.06.2020г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ«Золотополенская ОШ»
__________/И.А.Даценко
Приказ № 177-од от
25.06.2020г.( с изменениями и
дополнениями)

Рабочая программа
по биологии
Ступень обучения: среднее общее образование
Уровень: базовый

с. Золотое Поле

1

Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
биологии
разработана
в
соответствии
с:
-Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577;
- целевым и содержательным разделом основной образовательной программы среднего
общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Золотополенская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым
(приказ № 177- од от 25.06.20 с изменениями и дополнениями);
- авторской программой В.В. Пасечника, А.А. Каменского, А.М. Рубцова, Г.Г. Швецова,
З.Г. Гапонюка - Биология предметная линия учебников "Линия жизни" 10-11 классы;
Программа реализуется на основе УМК Биология предметной линии «Линия жизни».
Планируемые результаты освоения рабочей программы по биологии
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности;
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

2

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Обучение в основной школе состоит из освоенных обучающимися межпредметных понятий
и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной,
познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
1.Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
2.Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
3.Заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
1.

1) анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
2) определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных
результатов;
3) идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных
запланированных образовательных результатов;
4) выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных
случаях — прогнозировать конечный результат;
5) ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с
учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
6) обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения
образовательных результатов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
1) определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
2) обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
3) определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;

3

4) выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые
ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
5) выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
6) составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения
проекта, алгоритм проведения исследования);
7) определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной

задачи и находить средства для их устранения;
8) описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма
решения практических задач;
9) планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
3.

1) различать результаты и способы действий при достижении результатов;
2) определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;
3) систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
4) отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
5) оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
6) находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий
в изменяющейся ситуации;
7) работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей
результата;
8) устанавливать связь между полученными характеристиками результата и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
9) соотносить свои действия с целью обучения.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
4.

1) определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
2) анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
3) свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств;
4) оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

4

5) обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
6) фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
5.

1) анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
2) соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности и ли
неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
3) принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия
принятого решения;
4) определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных
состояний.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
1) подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
2) выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
3) выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений
и объяснять их сходство или отличия;
4) объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
5) различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
6) выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий,
выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
7) строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
8) строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выд еляя при этом
их общие признаки и различия;
9) излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
10)
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
11)
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

5

познавательной и исследовательской деятельности;
12)
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;
13)
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
1) обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
2) определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
3) создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
4) строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
5) создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
6) переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
7) строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
8) строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
9) анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной
ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки
продукта/результата.
3.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

1) находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
2) ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
3) устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
4) резюмировать главную идею текста;
5) преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к
содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
6) критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
1) определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
2) анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
3) проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических

6

ситуаций;
4) прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой
фактор;
5) распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях
по защите окружающей среды.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Обучающийся сможет:
1) определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные
поисковые запросы;
2) осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами
знаний, справочниками;
3) формировать множественную выборку из различных источников информации для
объективизации результатов поиска;
4) соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей
деятельности.
Коммуникативные УУД
6. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
1) определять возможные роли в совместной деятельности;
2) играть определенную роль в совместной деятельности;
3) принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи
мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
4) определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
5) строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
6) корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
7) критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность
своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
8) предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
9) выделять общую точку зрения в дискуссии;
10)
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
11)
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
12)
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
7. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и

7

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
1) определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать
речевые средства;
2) представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
3) соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
4) высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
5) принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
6) создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых
речевых средств;
7) использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего
выступления;
8) использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с
коммуникативной задачей;
9) оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
8. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
1) целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
2) использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в
соответствии с условиями коммуникации;
3) оперировать данными при решении задачи;
4) выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные
технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем,
сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
5) использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
6) создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира
и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой,
химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

8

использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях,
проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять
результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи
организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки,
обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя
закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную
изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде
обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников,
выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и
решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции,
деятельности человека и в собственной жизни;

биотехнолог ии

в

практической

9

объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям,
используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы
наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное
использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту
первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а
также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные

последствия

деятельности

человека

для

существования

отдельных

биологических объектов и целых природных сообществ.
Содержание учебного предмета
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические
вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение.
Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной
естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и
органоиды клетки, их функции.

10

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез
белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации
в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на
процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и
половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и
животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития.
Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы
наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола.
Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и
перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая
теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и
макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации,
систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического
мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека
(антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и
единство.
Организмы и окружающая среда

11

Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций
разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость
и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.
Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты
веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Темы лабораторных работ
1.Лабораторная работа № 1 "Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции".
2.Лабораторная работа № 2 "Роль ферментов в клетке".
3.Лабораторная работа № 3 "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы
лука".
4.Лабораторная работа № 4 "Строение клеток эукариот: растений, животных, грибов и
прокариот".
5.Лабораторная работа № 5 "Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме."
6.Лабораторная работа № 6
микроорганизмов. "

"Основные методы селекции растений, животных и

7.Лабораторная работа № 7 " Выявление приспособлений и особенностей анатомического
строения организмов различных мест обитания".
8.Лабораторная работа № 8 "Изучение экологических ниш разных видов растений".
9.Лабораторная работа № 9 " Основные этапы эволюции органического мира".
Темы практических работ
1.Практическая работа № 1 "Решение задач на моногибридное и дигибридное
скрещивание".

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».