РП_география_ 8-9 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотополенская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО
Протокол № 4
от 25.08.2023г.

Заместитель директора
по УВР
_________/Беркетова
Т.В.

Ио директора
МБОУ«Золотополенская ОШ»
____________/Бебих Н.Н.
Приказ от 31.08.2023г.
№ -од,
приложение _______

Рабочая программа
по географии
в соответствии с федеральной образовательной программой
основного общего образования, утверждённой приказом
Минпросвещения РФ от 18.05.2023г. №370

с. Золотое Поле

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования и
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «География», а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей
программе воспитания.
Программа по географии отражает основные требования Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных
программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой
на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии
Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности
предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного
общего образования, требований к результатам обучения географии, а также
основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему
комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об
основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства,
об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социальноэкономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества,
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей,
теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного
географического
образования,
основой
для
последующей
уровневой
дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих
целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, проблем повседневной жизни с использованием
географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню
геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об
основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и
мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников
географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания,
характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и
процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и
умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем
различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала,
осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения
образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия
серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным
предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные
предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой
на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий
мир».
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в
неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС

Раздел 1. Географическое пространство России
Тема 1. История формирования и освоения территории России
История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв.
Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы.
Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией.
Практическая работа
1. Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на
разных исторических этапах на основе анализа географических карт.
Тема 2. Географическое положение и границы России
Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная
граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство,
континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской
Федерации. Географическое положение России. Виды географического
положения. Страны — соседи России. Ближнее и дальнее зарубежье. Моря,
омывающие территорию России.
Тема 3. Время на территории России
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное,
поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей.
Практическая работа
1. Определение различия во времени для разных городов России по карте
часовых зон.
Тема
4.
Административно-территориальное
устройство
России.
Районирование территории
Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их
равноправие и разнообразие. Основные виды субъектов Российской Федерации.
Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований и
территориального управления. Виды районирования территории. Макрорегионы
России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы
и состав. Крупные географические районы России: Европейский Север России и
Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части
России, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Практическая работа
1. Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и
макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического
положения.
Раздел 2. Природа России
Тема 1. Природные условия и ресурсы России
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов.
Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы
рационального природопользования и методы их реализации. Минеральные
ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные
ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию.
Практическая работа

1. Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и
статистическим материалам.
Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные
тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса
горообразования. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа и
особенности их распространения на территории России. Зависимость между
тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных
ископаемых по территории страны.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.
Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного
горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное
оледенения. Опасные геологические природные явления и их распространение по
территории России. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека.
Антропогенные формы рельефа. Особенности рельефа своего края.
Практические работы
1. Объяснение распространения по территории России опасных геологических
явлений.
2. Объяснение особенностей рельефа своего края.
Тема 3. Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения
на климат России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России
подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы воздушных масс и их
циркуляция на территории России. Распределение температуры воздуха,
атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики.
Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические циклоны и регионы
России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Изменение климата под
влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и
хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения
на территории России и их возможные следствия. Способы адаптации человека к
разнообразным
климатическим
условиям
на
территории
страны.
Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологи­ческие
явления. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их
возможные следствия. Особенности кли­мата своего края.
Практические работы
1. Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды.
2. Определение и объяснение по картам закономерностей распределения
солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества
атмосферных осадков, испаряемости по территории страны.
3. Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и
хозяйственную деятельность населения.
Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы
Моря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов.
Главные речные системы России. Опасные гидрологические природные явления и
их распространение по территории России. Роль рек в жизни населения и развитии
хозяйства России.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники.
Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их
потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка
обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды
и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы
1. Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России.
2. Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений
на территории страны.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны
Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные
зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы
России. Изменение почв различных природных зон в ходе их хозяйственного
использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба
с эрозией почв и их загрязнением.
Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие,
факторы, его определяющие. Особенности растительного и животного мира
различных природно-хозяйственных зон России.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность
их компонентов.
Высотная поясность в горах на территории России.
Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование,
экологические проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для
разных природно-хозяйственных зон на территории России.
Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты
Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в
Красную книгу России.
Практические работы
1. Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах.
2. Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических
изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на
основе анализа нескольких источников информации.
Раздел 3. Население России
Тема 1. Численность населения России
Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы,
определяющие её. Переписи населения России. Естественное движение населения.
Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их
географические
различия
в
пределах
разных
регионов
России.
Геодемографическое положение России. Основные меры современной
демографической политики государства. Общий прирост населения. Миграции
(механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция
и иммиграция. Миграционный прирост населения. Причины миграций и основные
направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления
миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная
миграционная политика Российской Федерации. Различные варианты прогнозов
изменения численности населения России.
Практическая работа

1. Определение по статистическим данным общего, естественного (или)
миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов)
Российской Федерации или своего региона.
Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России
Географические особенности размещения населения: их обусловленность
природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная
полоса расселения. Плотность населения как показатель освоенности территории.
Различия в плотности населения в географических районах и субъектах Российской
Федерации. Городское и сельское население. Виды городских и сельских
населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские
агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в
жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Сельская
местность и современные тенденции сельского расселения.
Тема 3. Народы и религии России
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как
специфический фактор формирования и развития России. Языковая классификация
народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы.
География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на
территории России.
Практическая работа
1. Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения
республик и автономных округов РФ».
Тема 4. Половой и возрастной состав населения России
Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура
населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и
факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды. Демографическая
нагрузка. Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жиз­ни
мужского и женского населения России.
Практическая работа
1. Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе
анализа половозрастных пирамид.
Тема 5. Человеческий капитал России
Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила.
Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории
страны. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы,
их определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и
его географические различия.
Практическая работа
1.
Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и
механического движения населения.
9 КЛАСС

Раздел 1. Хозяйство России
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России
Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая
структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны,

факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их связи с
природными ресурсами. Факторы производства. Экономико-географическое
положение (ЭГП) России как фактор развития её хозяйства. ВВП и ВРП как
показатели уровня развития страны и регионов. Экономические карты. Общие
особенности географии хозяйства России: территории опережающего развития,
основная зона хозяйственного освоения, Арктическая зона и зона Севера.
«Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025
года»: цели, задачи, приоритеты и направления пространственного развития
страны. Субъекты Российской Федерации, выделяемые в «Стратегии
пространственного развития Российской Федерации» как «геостратегические
территории».
Производственный капитал. Распределение производственного капитала по
территории страны. Условия и факторы размещения хозяйства.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная
промышленность: география основных современных и перспективных районов
добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России
в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место
России в мировом производстве электроэнергии. Основные типы электростанций
(атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции, использующие
возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их особенности и доля в производстве
электроэнергии. Размещение крупнейших электростанций. Каскады ГЭС.
Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду. Основные положения
«Энергетической стратегии России на период до 2035 года».
Практические работы
1. Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости
электроэнергии для населения России в различных регионах.
2. Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в
отдельных регионах страны.
Тема 3. Металлургический комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
чёрных и цветных металлов. Особенности технологии производства чёрных и
цветных металлов. Факторы размещения предприятий разных отраслей
металлургического комплекса. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых
цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические базы России.
Влияние металлургии на окружающую среду. Основные положения «Стратегии
развития чёрной и цветной металлургии России до 2030 года».
Тема 4. Машиностроительный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль
машиностроения
в
реализации
целей
политики
импортозамещения.
Машиностроение и охрана окружающей среды, значение отрасли для создания
экологически
эффективного
оборудования.
Перспективы
развития
машиностроения России. Основные положения документов, определяющих
стратегию развития отраслей машиностроительного комплекса.
Практическая работа

1. Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного
предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников информации.
Тема 5. Химико-лесной комплекс
Химическая промышленность
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место
России в мировом производстве химической продукции. География важнейших
подотраслей: основные районы и центры. Химическая промышленность и охрана
окружающей среды. Основные положения «Стратегии развития химического и
нефтехимического комплекса на период до 2030 года».
Лесопромышленный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
продукции лесного комплекса. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы размещения предприятий.
География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие
комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы развития.
Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса Российской
Федерации до 2030 года».
Практическая работа
1. Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской
Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного комплекса
Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью
определения перспектив и проблем развития комплекса.
Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав,
место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные,
почвенные и агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные угодья, их
площадь и структура. Растениеводство и животноводство: география основных
отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая
промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая
промышленность и охрана окружающей среды. «Стратегия развития
агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на
период до 2030 года». Особенности АПК своего края.
Практическая работа
1. Определение влияния природных и социальных факторов на размещение
отраслей АПК.
Тема 7. Инфраструктурный комплекс
Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания,
рекреационное хозяйство — место и значение в хозяйстве.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской, внутренний
водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный
транспорт. География отдельных видов транспорта и связи: основные
транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы.
Транспорт и охрана окружающей среды.

Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности
сферы обслуживания своего края.
Проблемы и перспективы развития комплекса. «Стратегия развития транспорта
России на период до 2030 года, Федеральный проект «Информационная
инфраструктура».
Практические работы
1. Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских
бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий.
2. Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края.
Тема 8. Обобщение знаний
Государственная политика как фактор размещения производства. «Стратегия
пространственного развития Российской Федерации до 2025 года»: основные
положения. Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в
изменении территориальной структуры хозяйства России. Кластеры. Особые
экономические зоны (ОЭЗ). Территории опережающего развития (ТОР). Факторы,
ограничивающие развитие хозяйства.
Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. «Стратегия экологической
безопасности Российской Федерации до 2025 года» и государственные меры по
переходу России к модели устойчивого развития.
Практическая работа
1. Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение
окружающей среды на основе анализа статистических материалов.
Раздел 2. Регионы России
Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России
Географические особенности географических районов: Европейский Север
России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской
части России, Урал. Географическое положение. Особенности природноресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов
Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню социальноэкономического развития; их внутренние различия.
Практические работы
1. Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам
информации.
2. Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических
районов России по уровню социально-экономического развития на основе
статистических данных.
Тема 2. Азиатская (Восточная) часть России
Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний
Восток. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного
потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические
проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской
Федерации Восточного макрорегиона по уровню социально-экономического
развития; их внутренние различия.
Практическая работа
1. Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов
Российской Федерации) по заданным критериям.

Тема 3. Обобщение знаний
Федеральные и региональные целевые программы. Государственная программа
Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны
Российской Федерации».
Раздел 6. Россия в современном мире
Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в
составе международных экономических и политических организаций. Взаимосвязи
России с другими странами мира. Россия и страны СНГ. ЕврАзЭС.
Значение для мировой цивилизации географического пространства России как
комплекса природных, культурных и экономических ценностей. Объекты
Всемирного природного и культурного наследия России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по
географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности
на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление
интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и
природному наследию и объектам природного и культурного наследия
человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед
Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать
способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой
на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и
других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного
отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и
культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного
наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений географических наук об основных
закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством
познания мира для применения различных источников географической
информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач;
овладение
основными
навыками
исследовательской
деятельности
в
географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление

совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в
природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и
способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к
природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических
знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия

Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;

устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи;


выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия

Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент
познания;

формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам
различных вопросов и проблем;

проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе
на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между
географическими объектами, процессами и явлениями;

оценивать
достоверность
информации,
полученной
в
ходе
гео­графического исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать,
анализировать
и
интерпретировать
географическую
информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, в различных источниках географической информации;

самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
географической информации;

оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение

формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;


в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)

принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;

планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах
работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация

самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)

владеть способами самоконтроля и рефлексии;

объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС


Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения
территории России;

находить в различных источниках информации факты, позволяющие
определить вклад российских учёных и путешественников в освоение страны;

характеризовать географическое положение России с использованием
информации из различных источников;

различать федеральные округа, крупные географические районы и
макрорегионы России;

приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и
показывать их на географической карте;

оценивать влияние географического положения регионов России на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о государственной территории и исключительной
экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и
зональном времени для решения практико-ориентированных задач;

оценивать степень благоприятности природных условий в пределах
отдельных регионов страны;

проводить классификацию природных ресурсов;

распознавать типы природопользования;

находить, извлекать и использовать информацию из различных
источников географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст
горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;

находить, извлекать и использовать информацию из различных
источников географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных
учебных
и
практико-ориентированных
задач:
объяснять
закономерности
распространения
гидрологических,
геологических
и
метеорологических опасных природных явлений на территории страны;

сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий
страны;

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий
страны;

использовать знания об особенностях компонентов природы России и её
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни;

называть географические процессы и явления, определяющие особенности
природы страны, отдельных регионов и своей местности;

объяснять распространение по территории страны областей современного
горообразования, землетрясений и вулканизма;

применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы»,
«бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;


применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда
температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент
увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;

использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для
объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;

проводить классификацию типов климата и почв России;

распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей
среды;

показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные
формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки
и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон
в пределах страны; Арктической зоны, южной границы распространения
многолетней мерзлоты;

приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи,
в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

приводить
примеры
рационального
и
нерационального
природопользования;

приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и
своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России;

выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для изучения особенностей населения России;

приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным
условиям на территории страны;

сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с
мировыми показателями и показателями других стран;

различать демографические процессы и явления, характеризующие
динамику численности населения России, её отдельных регионов и своего края;

проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по
заданным основаниям;

использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском
и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения
практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост
населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения»,
«плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация»,
«городская агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная структура
населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые
ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок
труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;


представлять в различных формах (таблица, график, географическое
описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач.
9 КЛАСС


Выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую
отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для
решения практико-ориентированных задач;

выделять географическую информацию, которая является противоречивой
или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для
решения той или иной задачи;

применять понятия «экономико-географическое положение», «состав
хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия
и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой
комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития»,
«себестоимость и рентабельность производства», «природно-ресурсный
потенциал», «инфраструктурный комплекс», «рекреационное хозяйство»,
«инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс»,
«химико-лесной
комплекс»,
«машиностроительный
комплекс»,
«металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;

характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние
географического положения России на особенности отраслевой и территориальной
структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы;
проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;

различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и
зону Севера России;

классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социальноэкономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из
дополнительных источников;

находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из
различных источников географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую
среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе
возобновляемых источников энергии (ВИЭ);

различать изученные географические объекты, процессы и явления:
хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная
структура, факторы и условия размещения производства, современные формы
размещения производства);


различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный
продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня
развития страны и её регионов;

различать природно-ресурсный, человеческий и производственный
капитал;

различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот
и пассажирооборот;

показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей
промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей
сельского хозяйства;

использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять
особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России,
регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия отдельных
территорий для размещения предприятий и различных производств;

использовать знания об особенностях компонентов природы России и её
отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых
производств с учётом экологической безопасности;

критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и
их природные, социальные, политические, технологические, экологические
аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения
домохозяйства, предприятия и национальной экономики;

оценивать влияние географического положения отдельных регионов
России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

объяснять географические различия населения и хозяйства территорий
крупных регионов страны;

сравнивать географическое положение, географические особенности
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России;

формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой
деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о
динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте
и роли России в мире;

приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и
описывать их местоположение на географической карте;

характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».