РП_Родной (русский)язык_8-9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотополенская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО
Протокол №___
от ___.08.2023г.

Заместитель
директора
по УВР
_________/Беркетова
Т.В.

Ио директора
МБОУ«Золотополенская
ОШ»
____________/Бебих Н.Н.
Приказ от 31.08.2023г.
№_______-од,
приложение _______

Рабочая программа
По родному языку( русскому) для 8-9 классов
в соответствии с федеральной образовательной программой
основного общего образования, утверждѐнной приказом
Минпросвещения РФ от 18.05.2023г. №372

с. Золотое Поле

Пояснительная записка.
Программа по родному языку(русскому) на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО приведена в соответствие с федеральной
образовательной программой основного общего образования, утверждѐнной приказом
Минпросвещения РФ от 18.05.2023г. №372, Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р (далее – Концепция преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации), а также федеральной рабочей
программы воспитания с учѐтом проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Программа по родному языку(русскому)

разработана с целью оказания

методической помощи учителю русского языка в создании рабочей программы
по учебному предмету.
Программа по родному языку(русскому) позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания родного (русского) языка современные
подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в ФГОС ООО;
определить

и

структурировать

планируемые

результаты

обучения

и содержание учебного предмета по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО,
федеральной рабочей программой воспитания;
разработать календарно-тематическое планирование с учѐтом особенностей
конкретного класса.
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей
преподавания родного языка(русского) на уровне основного общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ) »
Содержание программы по родному (русскому) языку обеспечивает достижение
результатов

освоения

основной

образовательной

программы

основного

общего

образования в части требований, заданных ФГОС ООО к предметной области «Родной
язык и родная литература». Программа по родному языку(русскому) ориентирована на
сопровождение и поддержку русского языка, входящего в предметную область «Русский
язык и литература». Цели программы по родному языку(русскому)
2

в рамках

образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером учебного предмета, а
также особенностями функционирования русского языка в регионах Российской
Федерации.
Программа

по

родному

языку

(русскому)

направлена

на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка, национальной
культуры и самореализации в ней.
В содержании программы по родному языку(русскому)

предусматривается

расширение сведений, имеющих отношение к вопросам реализации языковой системы в
речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с
цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа по родному (русскому)
языку отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) »
Целями изучения родного языка(русского)

на уровне основного общего

образования являются:
воспитание гражданина и патриота, формирование российской гражданской
идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном

обществе,

развитие

представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка, формирование
познавательного

интереса,

любви,

уважительного

отношения

к русскому языку, а через него – к родной культуре, воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, воспитание уважительного
отношения

к

культурам

и

языкам

народов

России,

овладение

культурой

межнационального общения;
расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых
единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом
значения, о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка,
которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных
сферах и ситуациях общения, об основных нормах русского литературного языка, о
национальных особенностях русского речевого этикета;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
3

использования,

обогащение

словарного

запаса

и грамматического строя речи обучающихся, развитие готовности и способности
к

речевому

взаимодействию

и

взаимопониманию,

потребности

к

речевому

самосовершенствованию;
совершенствование познавательных и интеллектуальных умений распознавать,
анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
совершенствование текстовой деятельности, развитие умений функциональной
грамотности

осуществлять

информационный

поиск,

извлекать

и преобразовывать необходимую информацию, понимать и использовать тексты разных
форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другое);
развитие

проектного

и

исследовательского

мышления,

приобретение

практического опыта исследовательской работы по родному (русскому) языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В

соответствии

с

ФГОС

ООО

родной

язык

(русский)

входит

в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для
изучения.
В 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы по родному языку (русскому) соответствует ФГОС ООО,
опирается на содержание, представленное в предметной области «Русский язык и
литература», имеет преимущественно практико-ориентированный характер.
В программе по родному языку (русскому) выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение
которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и культуры народа,
национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами
русского речевого этикета в общении, выявление общего и специфического в языках и
культурах русского народа и других народов Российской Федерации и мира, овладение
культурой межнационального общения.
Второй

блок

–

«Культура

речи»

–

ориентирован

на

формирование

у обучающихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского
языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного использования норм русского литературного
4

языка в устной и письменной форме с учѐтом требований уместности, точности,
логичности, чистоты, богатства и выразительности, понимание вариантов норм, развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание,
направленное

на

совершенствование

видов

речевой

деятельности

в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений
и навыков использования языка в жизненно важных для обучающихся ситуациях
общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию,
учитывать коммуникативные намерения партнѐра, выбирать стратегии коммуникации,
понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов,
жанров, стилистической принадлежности.
8 класс
Язык и культура.
Исконно

русская

лексика:

слова

общеиндоевропейского

фонда,

слова

праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские)
слова, собственно русские слова. Собственно, русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка.
Роль

старославянизмов

в

развитии

русского

литературного

языка

и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная

лексика

в

разговорной

речи,

современной

публицистике,

в том числе в дисплейных текстах.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой
этикет

и

вежливость.

«Ты»

и

«вы»

в

русском

речевом

этикете

и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Специфика приветствий
у русских и других народов.
Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных
[э], [о] после мягких согласных и шипящих, безударный [о] в словах иноязычного
происхождения,

произношение

парных

по

твѐрдости-мягкости

согласных

перед е в словах иноязычного происхождения, произношение безударного [а]
после ж и ш, произношение сочетания чн и чт, произношение женских отчеств
на -ична, -инична, произношение твѐрдого [н] перед мягкими [ф’] и [в’], произношение
мягкого [н] перед ч и щ.
5

Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Основные лексические
нормы

современного

русского

литературного

языка.

Терминология

и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности
употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности
словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и справочниках. Варианты грамматической нормы
согласования

сказуемого

с

подлежащим.

Типичные

грамматические

ошибки

в

согласовании и управлении.
Активные

процессы

в

речевом

этикете.

Новые

варианты

приветствия

и прощания, возникшие в средствах массовой информации (далее - СМИ): изменение
обращений‚

использования

собственных

имѐн.

Этикетные

речевые

тактики

и приѐмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия
речевых формул.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Эффективные приѐмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый
этапы работы.
Основные способы и средства получения и переработки информации.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила
эффективной аргументации.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы
опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика
демонстрации.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской)
Учебно-научная

деятельности.
дискуссия.

Реферат.

Стандартные

Слово

на

обороты

защите

реферата.

речи

для

участия

жанре

письма

в учебно-научной дискуссии.
Язык

художественной

литературы.

Сочинение

в

другу

(в том числе электронного), страницы дневника.
9 класс
Язык и культура.
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры

ключевых

слов

(концептов)
6

русской

культуры,

их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные
тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных
текстов и тому подобное.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних
и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост
словарного состава языка: активизация процесса заимствования иноязычных слов,
«неологический

бум»

–

рождение

новых

слов,

изменение

значений

и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание
новой фразеологии.
Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка
(обобщение). Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение
произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
(обобщение). Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы
в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы
современного русского литературного языка (обобщение). Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Словарные пометы.
Типичные грамматические ошибки в предложно-падежном управлении. Нормы
употребления

причастных

и

деепричастных

оборотов‚

предложений

с косвенной речью, типичные ошибки в построении сложных предложений.
Этика и этикет в интернет-общении. Этикет интернет-переписки. Этические
нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое
поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Русский

язык

в

Интернете.

Правила

информационной

безопасности

при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков,
7

диаграмм, схем для представления информации.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой

стиль.

Деловое

письмо,

его

структурные

элементы

и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык

художественной

литературы.

Диалогичность

в

художественном

произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Примерные темы проектных и исследовательских работ.
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа».
Из этимологии фразеологизмов.
Из истории русских имѐн.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Словарик пословиц о характере человека, его качествах. Словарь одного слова.
Словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта.
Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего
края (России)».
Лексическая

группа

существительных,

обозначающих

понятие

«время»

в русском языке.
Мы живѐм в мире знаков.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Понимаем ли мы язык Пушкина?
Этимология обозначений имѐн числительных в русском языке.
Футбольный сленг в русском языке. Компьютерный сленг в русском языке.
Названия денежных единиц в русском языке. Интернет-сленг.
Этикетные формы обращения. Как быть вежливым?
Являются

ли

жесты

универсальным

языком

человечества?

Как

назвать

новорождѐнного?
Межнациональные различия невербального общения. Искусство комплимента в
русском и иностранных языках.
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
Этикет приветствия в русском и иностранном языках. Анализ типов заголовков в
современных

средствах

массовой

информации,
8

видов

интервью

в современных средствах массовой информации.
Сетевой знак @ в разных языках. Слоганы в языке современной рекламы.
Девизы

и

слоганы любимых

спортивных

команд.

Синонимический

ряд:

врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего
и в чѐм различие.
Язык и юмор.
Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах. Подготовка сборника
«бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички
для школьного портала и другое.
Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в
споре», «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях» и другое.

Планируемые результаты освоения программы по родному
языку(русскому) на уровне основного общего образования.
Изучение родного языка (русского)

на уровне основного общего образования

направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного предмета.
Личностные результаты освоения программы по родному языку (русскому) на
уровне

основного

общего

образования

достигаются

в

единстве

учебной

и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами

и

нормами

поведения

и

способствуют

процессам

самопознания,

самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программы по родному языку(русскому) для
основного общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражѐнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
9

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и

правилах

межличностных

отношений в поликультурном

и многоконфессиональном обществе, формируемое, в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к взаимопониманию и взаимопомощи;
активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность

к

участию

в

гуманитарной

деятельности

(помощь

людям,

нуждающимся в ней; волонтѐрство);
2) патриотического воспитания:
осознание
и

российской

многоконфессиональном

гражданской
обществе,

идентичности

понимание

в

роли

поликультурном
русского

языка

как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
проявление

интереса

к

познанию

русского

языка,

к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в
контексте учебного предмета «Родной язык (русский)»;
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к
науке,

искусству,

боевым

подвигам

и

трудовым

достижениям

народа,

в том числе отражѐнным в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учѐтом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
свобода

и

ответственность

личности

в

условиях

индивидуального

и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
10

и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения;
осознание

важности

русского

языка

как

средства

коммуникации

и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

использованием

собственного

жизненного

и эмоционального благополучия:
осознание

ценности

жизни

с

и читательского опыта;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения
в Интернет-среде в процессе языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной

направленности,

способность

инициировать,

планировать

и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
11

в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления
с

деятельностью

филологов,

журналистов,

писателей;

уважение

к

труду

и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения

задач

в

области

окружающей

среды,

планирования

поступков

и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное

неприятие

действий,

приносящих

вред

окружающей

среде,

в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
закономерностях развития языка;
овладение

языковой

и

читательской

культурой,

навыками

чтения

как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учѐтом
специфики языкового образования;
установка

на

осмысление

опыта,

наблюдений,

поступков

и

стремление

совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил

общественного

поведения,

форм

социальной

жизни

в

группах

и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
12

деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределѐнности,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределѐнности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность

формулировать

идеи,

понятия,

гипотезы

об

объектах

и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетенций, планировать своѐ развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учѐтом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать

ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые

решения

и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить
позитивное в сложившейся ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного языка (русского) на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
13

языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях,

предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и противоречий;
выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно

выбирать

способ

решения

учебной

задачи

при

работе

с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учѐтом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания

в языковом образовании;
формулировать

вопросы,

фиксирующие

несоответствие

между

реальным

и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить
исследование

по

по

самостоятельно

установлению

составленному

особенностей

языковых

плану

небольшое

единиц,

процессов,

причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

работать

с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
14

информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие

одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами,

иной

графикой

и

их

комбинациями

в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

общения

как

часть

коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах
и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать

намерения

других,

проявлять

уважительное

отношение

к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять

свои

суждения

с

суждениями

других

участников

диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
15

самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать

цель

совместной

деятельности,

коллективно

планировать

и выполнять действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы, обобщать мнения нескольких человек, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности

и

проявлять

готовность

к представлению отчѐта перед группой.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ

решения

учебной

задачи

с

учѐтом

имеющихся

ресурсов

и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У

обучающегося

будут

сформированы
16

умения

самоконтроля

как

часть

регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации
и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности,

понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку
приобретѐнному речевому опыту и корректировать собственную речь с учѐтом целей и
условий

общения;

оценивать

соответствие

результата

цели

и условиям общения.
У обучающегося будут сформированы умения эмоционального интеллекта как
часть регулятивных универсальных учебных действий:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию, регулировать способ выражения собственных
эмоций.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

принимать

себя

и других как часть регулятивных универсальных учебных действий:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению, признавать своѐ
и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая, проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
Предметные результаты освоения программы по родному языку (русскому).
8 класс
Язык и культура:
иметь представление об истории развития лексического состава русского языка,
характеризовать

лексику

русского

языка

с

точки

зрения

происхождения

(в рамках изученного с использованием словарей);
представлять роль старославянского языка в развитии русского литературного
языка, характеризовать особенности употребления старославянизмов в современном
русском языке (в рамках изученного с использованием словарей);
характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских
и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние)
(в рамках изученного с использованием словарей), сфере функционирования;
17

определять

значения

лексических

заимствований

последних

десятилетий

и особенности их употребления в разговорной речи, современной публицистике,
в том числе в дисплейных текстах, оценивать целесообразность их употребления,
целесообразно употреблять иноязычные слова;
иметь представление об исторических особенностях русского речевого этикета
(обращение), характеризовать основные особенности современного русского речевого
этикета;
использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические
словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений, словари синонимов,
антонимов, учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники,
орфографические

словари,

справочники

по

пунктуации

(в том числе мультимедийные).
Культура речи:
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, употреблять
слова

с

учѐтом

произносительных

и

стилистических

вариантов

современной

орфоэпической нормы;
иметь представление об активных процессах современного русского языка
в области произношения и ударения (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости, соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚
омонимов‚ паронимов;
корректно

употреблять

термины

в

текстах

учебно-научного

стиля,

в публицистических и художественных текстах (в рамках изученного);
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь, корректировать речь с учѐтом
еѐ соответствия основным нормам современного литературного языка;
распознавать типичные ошибки согласования и управления в русском языке,
редактировать предложения с целью исправления синтаксических грамматических
ошибок;
характеризовать и оценивать активные процессы в речевом этикете (в рамках
изученного), использовать приѐмы, помогающие противостоять речевой агрессии,
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов,
паронимов,
в

том

грамматические
числе

мультимедийные,

словари
использовать
18

и

справочники,

орфографические

словари

и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач,
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста,

основными

способами

и

средствами

получения,

переработки

и преобразования информации; использовать графики, диаграммы, план, схемы
для представления информации;
использовать

основные

способы

и

правила

эффективной

аргументации

в процессе учебно-научного общения, стандартные обороты речи и знание правил
корректной дискуссии; участвовать в дискуссии;
анализировать

структурные

элементы

и

языковые

особенности

письма

как жанра публицистического стиля речи, создавать сочинение в жанре письма
(в том числе электронного);
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности,
оформлять

результаты

проекта

(исследования),

представлять

их

в

устной

и письменной форме;
строить устные учебно-научные сообщения различных видов, составлять рецензию
на реферат, на проектную работу одноклассника, доклад, принимать участие в учебнонаучной дискуссии;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных
сетях.
9 класс
Язык и культура:
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным
компонентом (в рамках изученного), правильно употреблять их в речи, иметь
представление о русской языковой картине мира, приводить примеры национального
своеобразия, богатства, выразительности родного русского языка, анализировать
национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
иметь представление о ключевых словах русской культуры, текстах с точки зрения
употребления

в

них

ключевых

слов

русской

культуры

(в рамках изученного);
понимать

и

истолковывать

значения

фразеологических

оборотов

с национально-культурным компонентом, анализировать историю происхождения
фразеологических оборотов, уместно употреблять их, распознавать источники крылатых
слов и выражений (в рамках изученного), правильно употреблять пословицы, поговорки,
19

крылатые

слова

и

выражения

в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
характеризовать

влияние

внешних

и

внутренних

факторов

изменений

в русском языке (в рамках изученного), иметь представление об основных активных
процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры в
рамках изученного);
иметь

представление

об

особенностях

новых

иноязычных

заимствований

в современном русском языке, определять значения лексических заимствований
последних десятилетий;
характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления
и стилистической окраске, целесообразно употреблять иноязычные слова;
объяснять

причины

изменения

лексических

значений

слов

и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);
использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические
словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений, словари синонимов,
антонимов, учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники,
орфографические

словари,

справочники

по

пунктуации

(в том числе мультимедийные).
Культура речи:
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения
и ударения (в рамках изученного), способы фиксации произносительных норм
в современных орфоэпических словарях;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, соблюдать нормы
произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей
речи (в рамках изученного), употреблять слова с учѐтом произносительных вариантов
современной орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости (в рамках изученного); распознавать частотные примеры
тавтологии и плеоназма;
соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка:
предложно-падежное

управление,

построение

простых

предложений‚

сложных

предложений разных видов, предложений с косвенной речью;
распознавать и исправлять типичные ошибки в предложно-падежном управлении,
построении простых предложений‚ сложных предложений разных видов, предложений с
косвенной речью;
20

анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм современного
русского литературного языка чужую и собственную речь, корректировать речь с учѐтом
еѐ соответствия основным нормам и вариантам норм современного литературного языка;
использовать при общении в Интернет-среде этикетные формы и устойчивые
формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского
речевого этикета, соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях
делового общения;
использовать
синонимов,
в

том

толковые,

антонимов,
числе

паронимов,

мультимедийные,

орфоэпические
грамматические
использовать

словари,
словари

и

словари
справочники,

орфографические

словари

и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы
представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и другое);
владеть

умениями

информационной

переработки

прослушанного

или прочитанного текста, основными способами и средствами получения, переработки и
преобразования информации (аннотация, конспект), использовать графики, диаграммы,
схемы для представления информации;
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки,
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;
создавать

устные

учебно-научные

сообщения

различных

видов,

отзыв

на проектную работу одноклассника, принимать участие в учебно-научной дискуссии;
понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности,
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной и письменной
форме;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных
сетях.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».