Положение о о классном руководстве

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ «Золотополенская ОШ»
(протокол от 28.08.2025г №11)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МБОУ «Золотополенская ОШ»
от 28.08.2025г. №312- од
Бебих Н.Н.
ИО директора
МБОУ «Золотополенская ОШ»

СОГЛАСОВАНО
с Управляющий советом
МБОУ «Золотополенская ОШ»
(протокол от 28.08.2025г №5)

ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководстве
1. Общие положения
1.1. Данное «Положение о классном руководстве» (далее - Положение) разработано в
соответствии
с:
Конвенцией
о
правах
ребенка,
Конституцией
Российской
Федерации,
- Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
(с
изменениями
и
дополнениями),
постановлением
Правительства
РФ
от
26.04.2024
№542,
Уставом
МБОУ
«Золотополенская
ОШ»,
- другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение обозначает цели и задачи классного руководителя, определяет его
функции, права, обязанности и ответственность, регламентирует организацию деятельности
классного руководителя, ведение им документации, устанавливает взаимоотношения по
должности и определяет критерии оценки его работы и механизмы стимулирования классных
руководителей.
1.3. Деятельность классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы воспитания (как части образовательной
программы для каждого уровня образования) и «направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (ч. 2 ст. 2 № 273-ФЗ).
1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии,
гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей,
гражданственности, свободного развития личности.
1.5. Директор образовательного учреждения назначает и освобождает учителя от
классного руководства приказом по школе, заключает с педагогом дополнительное
соглашение о закреплении за ним классного руководства. Непосредственное руководство
работой классного руководителя осуществляет заместитель директора школы по учебновоспитательной работе.
1

1.6. Классное руководство распределяется администрацией школы, закрепляется за
педагогом с его согласия, исходя из интересов школы с учётом педагогического опыта,
мастерства, индивидуальных особенностей.
1.7.Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией образовательного учреждения, органами школьного и классного
ученического самоуправления, родителями (законными представителями) обучающихся,
родительским комитетом класса, педагогом-психологом, педагогом-организатором,
советником директора по воспитанию и связям с общественными организациями.

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Цель деятельности классного руководителя — целенаправленный, системный,
планируемый процесс, строящийся на основе Устава МБОУ «Золотополенская ОШ»,
настоящего Положения иных локальных актов школы, на основе личностноориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом и ситуации в коллективе класса, межэтнических и
межконфессиональных отношений.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя:
 формирование и развитие коллектива класса;
 создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития
личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и
раскрытия его потенциальных способностей и талантов;
 формирование здорового образа жизни;
 организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
 защита прав и интересов обучающихся;
 организация системной, образовательной, воспитательной и развивающей работы с
обучающимися в классе;
 гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
 регулирование отношений между обучающимися, педагогическими работниками и
родительским сообществом;
 формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
 формирование гражданско-патриотического воспитания;
 организация социально значимой творческой деятельности обучающихся;
 формирование у обучающихся активной позиции по отношению к осознанному
выбору будущей профессии и профессиональному самоопределению.
3. Функции классного руководителя
3.1. Основными функциями классного руководителя являются:
3.1.1. Организационно-координирующие:
2

 обеспечение связи между организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, и семьей;
 установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся,
оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального
педагога, педагога дополнительного образования и других педагогических работников
школы);
 проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями)
обучающихся;
 взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным
персоналом образовательной организации;
 организация в классе образовательной деятельности, оптимального для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
 организация воспитательной работы с обучающимися через взаимодействие с
социально-педагогической службой, участия в малых педсоветах, Советах по
профилактике и других тематических мероприятиях;
 стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в
системе дополнительного образования детей;
 взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
 ведение документации;
 координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;
 формирование классного коллектива, организации и стимулирования разнообразных
видов деятельности обучающихся в классном коллективе;
 оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно
значимой деятельности обучающихся, организация деятельности органов ученического
самоуправления;
 организация взаимодействия деятельности с учителями-предметниками, педагогомпсихологом, педагогами дополнительного образования, педагогом-организатором,
социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, семьей.
3.1.2. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными
институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся:
 содействие в получении обучающимися дополнительного образования посредством
включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции,
клубы);
 участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения
классных руководителей, административных совещаниях, Совета по профилактике;
 подбор форм и методов организации индивидуальной и групповой внеклассной
деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во внеурочное
и каникулярное время;
 организация работы по повышению педагогической и психологической культуры
родителей (законных представителей) через проведение тематических родительских
собраний, совместную деятельность, привлечение родителей (законных представителей) к
участию в воспитательной деятельности в образовательной организации;
 заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся, с использованием
полученной от родителей (законных представителей0 информации о здоровье,
ограничениях и предпочтениях обучающихся.
3

3.1.3. Коммуникативные:
 регулирование межличностных отношений между обучающимися;
 установление взаимодействия между педагогическими работниками, обучающимися и
их родителями (законным представителям);
 содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
 оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.1.4. Аналитико-прогностические:
 изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
 определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
 изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;
 изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на обучающихся
класса;
 прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся и
этапов формирования классного коллектива;
 прогнозирование результатов воспитательной и образовательной деятельности;
 построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе
школы в целом;
 предвидение последствий, складывающихся в классном коллективе, отношений;
 изучение и анализ востребованности системы дополнительного образования.
3.1.5. Контрольные:
 контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
 контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
 контроль за самочувствием обучающихся;
 контроль за исполнением обучающимися нормативно-правовых и локальных актов
школы.
4. Обязанности классного руководителя
4.1.Классный руководитель образовательной организации обязан:
4.1.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего
развития своих воспитанников.
4.1.2. Организовывать учебно-воспитательную деятельность в классе, вовлекать
обучающихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов,
изучать
индивидуальные
особенности
личности
обучающихся,
условия
их
жизнедеятельности в семье и школе.
4.1.3. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и
поведении обучающихся, осуществлять необходимую педагогическую и психологическую
коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию
школы.
4.1.4. Оказывать помощь школьникам в решении их острых жизненных проблем и
ситуаций.
4.1.5. Организовывать социальную, психологическую и правовую защиту обучающихся.
4.1.6. Вовлекать в организацию воспитательной деятельности в классе педагоговпредметников, родителей (законных представителей) обучающихся, специалистов из других
сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).
4.1.7. Пропагандировать здоровый образ жизни как составляющую гражданскопатриотического воспитания.
4

4.1.8. Регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их
успехах или неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного родительского
комитета.
4.1.9. Контролировать посещение учебных занятий обучающимися своего класса.
4.1.10. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе с целью
недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе,
минизации рисков учебной неуспешности.
4.1.11. Планировать свою деятельность по классному руководству. План классного
руководителя не должен находиться в противоречии с планом работы школы.
4.1.12. Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные и внешкольные
мероприятия с классом.
4.1.13. Вести документацию по классу (личные дела обучающихся, электронный журнал), а
также по воспитательной работе (Журнал классного руководителя (приложение 1),
протоколы родительских собраний, Журнал записи инструктажей по основам безопасности
жизнедеятельности (приложение 2), характеристики обучающихся (по запросу),
наблюдательные дела обучающихся, состоящих на ВШУ, карты профилактической работы с
обучающимися «группы риска», информационные карты одарённых обучающихся,
разработки родительских собраний, воспитательных мероприятий и т.д.).
4.1.14. Повышать свою квалификацию в сфере педагогики и психологии, современных
воспитательных
и
социальных
технологий.
Участвовать в работе методического объединения классных руководителей.
4.1.15. Соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и
здоровья детей во время проведения школьных и внешкольных мероприятий.
4.1.16. Осуществлять организацию результативного участия каждого обучающегося класса в
рейтинговых мероприятиях согласно критериям рейтинга класса на текущий учебный год.
4.1.17. Информировать администрацию школы о любых нештатных и чрезвычайных
ситуациях с обучающимися.
4.1.19. Организовывать деятельность класса в социокультурном пространстве своего
населённого пункта.
4.1.20. По требованию администрации школы готовить и предоставлять отчеты различной
формы
о
классе
и
собственной
работе.
Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании
методического объединения классных руководителей, педагогическом совете, совещании при
директоре.
5. Права классного руководителя
5.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся
своего класса.
5.2. Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов
школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы, как от
имени классного коллектива, так и от своего имени.
5.3. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от
руководства школы, социально-педагогической службы, а также органов самоуправления.
5.4. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом,
разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (их законными
представителями), определять нормы организации деятельности классного коллектива и
проведения классных мероприятий.
5

5.5. Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по
проблемам, связанных с учебно-воспитательной и организационной деятельностью обучения.
5.6. Самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с классом с
учетом выполнения основных принципов общешкольного планирования.
6. Организация деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его обучающимися
строится в соответствии с данной циклограммой
6.1. Классный руководитель ежедневно:
 определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся,
 выясняет причины их отсутствия или опоздания,
 проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и
непосещаемости учебных занятий;
 организует и контролирует дежурство ребят по классу (закреплённому кабинету), по
школе (9-11 классы);
 организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в
случае возникновения девиации в их поведении.
6.2. Классный руководитель еженедельно:
 проверяет отмечает в электронном журнале причины пропусков обучающимися
занятий;
 проводит классные часы в соответствии с планом воспитательной работы и
утвержденным расписанием;
 организует работу с родителями (законными представителями);
 проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного
образования, работающими в классе;
 анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных обучающихся.
6.3. Классный руководитель ежемесячно:
 получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
 организует работу классного актива.
6.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
 оформляет и заполняет электронный журнал;
 участвует в работе методического объединения классных руководителей;
 проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояние
успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;
 проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
 проводит классное родительское собрание;
 представляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе информацию
об успеваемости обучающихся класса за четверть («Движение и качество знаний
обучающихся»).
6.5. Классный руководитель ежегодно:
 оформляет личные дела обучающихся;
 анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности
обучающихся в течение года;
 составляет план воспитательной работы на учебный год;

6

 собирает, анализирует и предоставляет информацию об учащихся класса
(успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, отчет о дальнейшем продолжении
учебы и трудоустройстве выпускников и пр.).
6.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть. Формат
проведения родительского собрания (очный/заочный (дистанционный) определяется
классным руководителем и доводится до сведения администрации.
6.8. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных
мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения
мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях
обязательно.
6.9. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы
с обучающимися:
 индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
 групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
 коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
6.10. При выборе форм работы необходимо руководствоваться:
 определением содержания и основных видов деятельности в соответствии с
поставленными целями и задачами;
 принципами организации образовательной деятельности, возможностями, интересами
и потребностями обучающихся, внешними условиями;
 обеспечением целостного содержания, форм и методов социально значимой,
творческой деятельности обучающихся.
6.11. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и
профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны
администрации школы, родителей (законных представителей), обучающихся, других
педагогов.
7. Взаимодействие и связи по должности
7.1. Классный руководитель:
7.1.1 Не менее 2-х раз в год предоставляет на проверку заместителю директора по учебновоспитательной работе «Журнал классного руководителя», «Журнал записи инструктажей
по основам безопасности жизнедеятельности», протоколы родительских собраний.
7.1.2 Получает от директора школы и непосредственного руководителя информацию
нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под
расписку с соответствующими документами.
7.1.3. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его
компетенцию, с педагогическими работниками, советником по воспитанию, педагогоморганизатором, библиотекарем и руководителем школьного методического объединения
классных руководителей.
7.1.4. Исполнение обязанностей осуществляется на основании приказа директора школы.
7.1.5. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе.
7.2. Администрация организации, осуществляющей образовательную деятельность,
включает в график внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности
реализации функций классного руководителя.
7

8. Ответственность классного руководителя
8.1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во
время воспитательных мероприятий с классом.
8.2. Классный руководитель за неисполнение своих обязанностей несёт административную
ответственность и иную ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
8.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, классный
руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с
трудовым законодательством и Федеральным законом Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации».
8.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил организации учебно-воспитательной деятельности классный руководитель
привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях,
предусмотренных административным законодательством
8.5. За виновное причинение школе или участникам образовательной деятельности ущерба
в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный
руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
трудовым и гражданским законодательством.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом
директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Положение о классном руководстве в образовательной организации принимается на
неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном
пунктом 9.2 настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

8

Приложение 1
к «Положению о классном руководстве»

Разделы журнала классного руководителя
1.

Титульный лист (приложение 1.1)

2.

Анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год

3.

Цели и задачи на новый учебный год

4.

План воспитательной работы на текущий учебный год

5.

Список обучающихся класса

6.

Характеристика класса

7.

Социальный паспорт класса

8.

Организация самоуправления в классе

9.

Рейтинг участия обучающихся в конкурсах и мероприятиях

10.

Индивидуальная работа с учащимися

11.

Индивидуальная работа с родителями

12.

Состав родительского комитета класса (ФИО полностью, телефон, поручение)

13.

Планирование родительских собраний (тематика, примерные сроки проведения)

14.

Протоколы родительских собраний (приложение к Журналу)

15.

Анализ ведения Журнала (отметка об итогах мониторинга)

9

Приложение 1.1
к «Положению о классном руководстве»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотополенская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым

ЖУРНАЛ
классного руководителя
________ класса
на 20__/20__ учебный год

Классный руководитель: _________________________________

с. Золотое Поле
20___г.
10

Приложение 2
к «Положению о классном руководстве»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотополенская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым

ЖУРНАЛ
записи инструктажей
по основам безопасности жизнедеятельности

Классный руководитель: _________________________________

Начат:__________________
Окончен:____________________

11

№
п/п

Дата проведения
инструктажа
Ф.И.О. учащегося

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
12

№
п/п

Дата
проведения

Название инструктажа

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».