РП_Биология_ ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотополенская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНА и
ОДОБРЕНА
на заседании
педагогического совета
МБОУ «Золотополенская ОШ»
Протокол № 5 от 15.06.2020г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ«Золотополенская ОШ»
__________/И.А.Даценко
Приказ № 177-од от
25.06.2020г.( с изменениями и
дополнениями)

Рабочая программа
по биологии
Ступень обучения: основное общее образование
Уровень: базовый

с. Золотое Поле

1

Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
биологии
разработана
в
соответствии
с:
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577;
- целевым и содержательным разделом Основной образовательной программы основного
общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Золотополенская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым
(приказ № 177- од от 25.06.20 с изменениями и дополнениями);
- авторской программой В.В. Пасечника, С.В.Суматохина, А.А. Каменского, Г.С.Калинова,
З.Г. Гапонюка, Г.Г. Швецова - Биология предметная линия учебников "Линия жизни" 6-9
классы;
Программа реализуется на основе УМК Биология предметной линии "Линия жизни".
Планируемые результаты освоения рабочей программы по биологии
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности;
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

2

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Обучение в основной школе состоит из освоенных обучающимися межпредметных понятий
и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной,
познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
1.Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
2.Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
3.Заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
1.

1) анализировать
результаты;

существующие

и

планировать

будущие

образовательные

2) определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных

результатов;
3) идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных

запланированных образовательных результатов;
4) выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных

случаях — прогнозировать конечный результат;
5) ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с

учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
6) обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения
образовательных результатов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
1) определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
2) обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

3

учебных и познавательных задач;
3) определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
4) выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые
ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
5) выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
6) составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения
проекта, алгоритм проведения исследования);
7) определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной

задачи и находить средства для их устранения;
8) описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма

решения практических задач;
9) планировать

и

корректировать

свою

индивидуальную

образовательную

траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
3.

1) различать результаты и способы действий при достижении результатов;
2) определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;
3) систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
4) отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
5) оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
6) находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий
в изменяющейся ситуации;
7) работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей
результата;
8) устанавливать связь между полученными характеристиками результата и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
9) соотносить свои действия с целью обучения.

4

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
4.

1) определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
2) анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
3) свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств;
4) оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
5) обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
6) фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
5.

1) анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

деятельность

и

2) соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или
неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
3) принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия
принятого решения;
4) определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных
состояний.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
1) подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
2) выстраивать логическую
соподчиненных ему слов;

цепочку,

состоящую

из

ключевого

слова

и

3) выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений

5

и объяснять их сходство или отличия;
4) объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
5) различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
6) выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий,
выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
7) строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
8) строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
их общие признаки и различия;
9) излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
10)
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
11)
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности;
12)
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;
13)
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
1) обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
2) определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
3) создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
4) строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
5) создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
6) переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
7) строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
8) строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

6

9) анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной
ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки
продукта/результата.
3.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

1) находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
2) ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
3) устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
4) резюмировать главную идею текста;
5) преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к
содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
6) критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
1) определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
2) анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
3) проводить
ситуаций;

причинный

и вероятностный анализ

различных экологических

4) прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой
фактор;
5) распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях
по защите окружающей среды.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Обучающийся сможет:
1) определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные
поисковые запросы;
2) осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами
знаний, справочниками;
3) формировать множественную выборку из различных источников информации для
объективизации результатов поиска;

7

4) соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей
деятельности.
Коммуникативные УУД
6. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
1) определять возможные роли в совместной деятельности;
2) играть определенную роль в совместной деятельности;
3) принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи
мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
4) определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
5) строить
деятельности;

позитивные

отношения

в

процессе

учебной

и

познавательной

6) корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
7) критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность
своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
8) предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
9) выделять общую точку зрения в дискуссии;
10)
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
11)
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
12)
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
7. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
1) определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать
речевые средства;
2) представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
3) соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в

8

соответствии с коммуникативной задачей;
4) высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
5) принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
6) создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых
речевых средств;
7) использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего
выступления;
8) использовать вербальные
коммуникативной задачей;

и

невербальные

средства

в

соответствии

с

9) оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
8. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
1) целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
2) использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в
соответствии с условиями коммуникации;
3) оперировать данными при решении задачи;
4) выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные
технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем,
сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
5) использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
6) создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и
процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов
принадлежности к определенной систематической группе;

на основе определения их

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических
объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы;

9

объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности,
процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их
изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем
органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты
и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать
последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о
живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать экологические проблемы, возникающие
природопользования, и пути решения этих проблем;

в

условиях

нерационального

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на
здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе,
специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области
биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики,
экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную

10

деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
Содержание учебного предмета
Живые организмы
Биология – наука о живых организмах
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании
окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ,
движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и
изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения
клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная
клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов.
Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства
живой природы.
Среды жизни
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления
организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в
водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления
организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с
цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и
генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм
(биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в
жизни растений.
Органы цветкового растения
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы.
Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги.
Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки.
Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование
листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия.
Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов.
Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений

11

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение
корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение
листа.
Жизнедеятельность цветковых растений
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии:
почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных
продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение
растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений.
Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и
ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Многообразие растений
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей.
Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности
и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел
Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и
Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых растениями.
Царство Бактерии
Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни
человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р.
Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе,
жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при
отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники,
их роль в природе и жизни человека.
Царство Животные
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов
животных. Организм животного как биосистема.
Многообразие и классификация
животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение
животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в
природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение
простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных
паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых
одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные.
Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и
жизни человека.
Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая
характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и
круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры

12

профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение
червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение
моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие.
членистоногих. Охрана членистоногих.

Среды

жизни.

Происхождение

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их
значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных,
их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний
животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение
насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной
деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности
насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений.
Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных.
Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип
Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и
внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у
рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе.
Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и
распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни.
Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение
земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных
в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места
обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение
пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение
пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности
внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц.
Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц.
Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.
Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

13

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни
млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих.
Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение.
Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие
млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры
борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных.
Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих.
Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы
домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими.
Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Человек и его здоровье
Введение в науки о человеке
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека
для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.
Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент).
Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных.
Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека.
Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение,
химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма
человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда
организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная.
Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы.
Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга.
Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.
Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,
щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые
железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав,
строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека,
связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей
среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических
упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика
травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз.
Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы
крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы,

14

влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области
иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и
лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам.
Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по
сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых
заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы.
Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения.
Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер
профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания,
спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты,
роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними.
Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит.
Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад
Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочнокишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии.
Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и
авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые
рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы
тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы
оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения
мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их
предупреждения.
Размножение и развитие
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие.
Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в
планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым
путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и
функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы:
палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и
функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания,
обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на
органы чувств.
Высшая нервная деятельность

15

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова,
А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение.
Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование.
Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека:
осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и
передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности:
способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и
мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических
потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового
образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье
(гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и
энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика
основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил
поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа
безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей
среды.
Общие биологические закономерности
Биология как наука
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание,
эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни.
Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.
Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные
объекты как система. Классификация живых природных объектов.
Клетка
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана,
цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии
в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из
причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития
организмов.
Организм
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические
вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых
организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена,
координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и
развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки.
Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная
и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.

16

Вид
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция
как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин –
основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде
обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение
основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о
наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород
животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Экосистемы
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная
организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме.
Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное
сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера –
глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура
биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая
история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные
экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей.
Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на
живые организмы и экосистемы.
Темы лабораторных работ
1.Лабораторная работа № 1 "Строение корневого волоска.
2.Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение побега растений. Строение
вегетативной и генеративной почек".
3.Лабораторная работа № 3 "Строение стебля".
4.Лабораторная работа № 4 "Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и
сложные листья".
5.Лабораторная работа № 5 "Видоизменение подземных побегов".
6. Лабораторная работа № 6 ”Изучение строения амебы”.
7.Лабораторная работа № 7 ”Изучение многообразия свободноживущих водных
простейших”.
8.Лабораторная работа № 8 ”Изучение многообразия тканей животных”.
9.Лабораторная работа № 9 ”Изучение пресноводной гидры”.
10.Лабораторная работа № 10 ”Изучение внешнего строения дождевого червя”.
11.Лабораторная работа № 11 ”Изучение внешнего строения паука-крестовика”.
12.Лабораторная работа № 12 ”Изучение внешнего строения насекомого”.
13.Лабораторная работа № 13 ”Изучение внешнего строения рыбы”.
14.Лабораторная работа № 14 ”Внешнее строение земноводных”.

17

15.Лабораторная работа № 15 ”Изучение внешнего строения птицы”.
16.Лабораторная работа № 16 ”Взаимосвязь компонентов экосистемы”.
17.Лабораторная работа № 17 ”Влияние абиотических факторов на живые организмы”.
18.Лабораторная работа № 18

”Биологическая природа человека. Расы человека.

Антропогенез”.
19.Лабораторная работа № 19 "Изучение микроскопического строения тканей организма
человека".
20.Лабораторная работа № 20 "Разновидности соединения костей".
21.Лабораторная работа № 21 "Влияние статической и динамической работы на
утомление мышц".
22.Лабораторная работа № 22 "Состав крови. Постоянство внутренней среды".
23.Лабораторная работа № 23 "Определение ЖЕЛ".
24.Лабораторная работа № 24 "Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ ".
25.Лабораторная работа № 25 "Первая помощь при ожогах и обморожениях".
26.Лабораторная работа № 26 "Штриховое раздражение кожи".
27.Лабораторная работа № 27 "Нарушения зрения, их причины и профилактика".
28.Лабораторная работа № 28 "Периоды эмбрионального развития".
29.Лабораторная работа № 29 “Строение эукариотической и прокариотической клетки”.
30.Лабораторная работа № 30 ”Вид, Критерии вида”.
31.Лабораторная работа № 31 ”Пути видообразования”.
32.Лабораторная работа № 32 ”Изучение приспособленности организмов к среде
обитания”.
33.Лабораторная работа № 33 ”Гипотезы и теории о происхождения жизни”.
34.Лабораторная работа № 34 ”Изучение приспособлений организмов к определенной
среде обитания ”.
35.Лабораторная работа № 35 ”Строение растений в связи с условиями жизни”.
36.Лабораторная работа № 36 ”Описание экологической ниши организма”.
37.Лабораторная работа № 37 ”Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме на
примере аквариума”.
Темы практических работ
1.Практическая работа № 1 "Способы проращивания семян.
2.Практическая работа № 2 «Решение задач на группы крови".
3.Практическая работа № 3 "Определение типа темперамента".
4.Практическая работа № 4 "Выявление объема и точности памяти".
5.Практическая работа № 5 ”Решение задач по молекулярной биологии”.

18

6.Практическая работа № 6 ”Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание”.
7.Практическая работа № 7 ”Решение задач на болезни сцепленные с полом”.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».