РП_Биология_ СОО (профиль)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотополенская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНА и
ОДОБРЕНА
на заседании
педагогического совета
МБОУ «Золотополенская ОШ»
Протокол № 4 от 25.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ«Золотополенская ОШ»
__________/И.А.Даценко
Приказ № 300-од от
29.08.2022 г

Рабочая программа
по биологии
Ступень обучения: среднее общее образование
Уровень: углубленный

с. Золотое Поле

1

Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
биологии
разработана
в
соответствии
с:
-Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577;
- целевым и содержательным разделом основной образовательной программы среднего
общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Золотополенская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым
(приказ № 300 - од от 29.08.22 ).
- авторской программой В.В. Пасечника, А.А. Каменского, А.М. Рубцова, Г.Г. Швецова,
З.Г. Гапонюка - Биология предметная линия учебников "Линия жизни" 10 класс;
Программа реализуется на основе УМК Биология предметной линии «Линия жизни».
Планируемые результаты освоения рабочей программы по биологии
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности;
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

2

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Обучение в основной школе состоит из освоенных обучающимися межпредметных понятий
и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной,
познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
1.Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
2.Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
3.Заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
1.

1) анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
2) определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных
результатов;
3) идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных
запланированных образовательных результатов;
4) выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных
случаях — прогнозировать конечный результат;
5) ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с
учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
6) обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения
образовательных результатов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
1) определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
2) обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
3) определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;

3

4) выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые
ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
5) выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
6) составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения
проекта, алгоритм проведения исследования);
7) определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной

задачи и находить средства для их устранения;
8) описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма
решения практических задач;
9) планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
3.

1) различать результаты и способы действий при достижении результатов;
2) определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;
3) систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
4) отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
5) оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
6) находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий
в изменяющейся ситуации;
7) работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей
результата;
8) устанавливать связь между полученными характеристиками результата и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
9) соотносить свои действия с целью обучения.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
4.

1) определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
2) анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
3) свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств;
4) оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

4

5) обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
6) фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
5.

1) анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
2) соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или
неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
3) принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия
принятого решения;
4) определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных
состояний.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
1) подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
2) выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
3) выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений
и объяснять их сходство или отличия;
4) объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
5) различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
6) выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий,
выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
7) строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
8) строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
их общие признаки и различия;
9) излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
10)
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
11)
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

5

познавательной и исследовательской деятельности;
12)
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;
13)
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
1) обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
2) определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
3) создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
4) строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
5) создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
6) переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
7) строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
8) строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
9) анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной
ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки
продукта/результата.
3.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

1) находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
2) ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
3) устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
4) резюмировать главную идею текста;
5) преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к
содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
6) критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
1) определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
2) анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
3) проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических

6

ситуаций;
4) прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой
фактор;
5) распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях
по защите окружающей среды.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Обучающийся сможет:
1) определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные
поисковые запросы;
2) осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами
знаний, справочниками;
3) формировать множественную выборку из различных источников информации для
объективизации результатов поиска;
4) соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей
деятельности.
Коммуникативные УУД
6. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
1) определять возможные роли в совместной деятельности;
2) играть определенную роль в совместной деятельности;
3) принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи
мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
4) определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
5) строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
6) корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
7) критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность
своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
8) предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
9) выделять общую точку зрения в дискуссии;
10)
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
11)
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
12)
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
7. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и

7

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
1) определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать
речевые средства;
2) представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
3) соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
4) высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
5) принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
6) создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых
речевых средств;
7) использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего
выступления;
8) использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с
коммуникативной задачей;
9) оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
8. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
1) целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
2) использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в
соответствии с условиями коммуникации;
3) оперировать данными при решении задачи;
4) выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные
технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем,
сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
5) использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
6) создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира
и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой,
химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

8

использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях,
проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять
результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи
организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки,
обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя
закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную
изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде
обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников,
выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и
решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции,
деятельности человека и в собственной жизни;

биотехнологии

в

практической

9

объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям,
используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы
наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное
использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту
первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а
также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные

последствия

деятельности

человека

для

существования

отдельных

биологических объектов и целых природных сообществ.
Содержание учебного предмета
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические
вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение.
Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной
естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и
органоиды клетки, их функции.

10

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез
белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации
в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на
процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и
половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и
животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития.
Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы
наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола.
Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и
перспективы развития. Биобезопасность.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций
разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость
и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.
Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты
веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Темы лабораторных работ
1.Лабораторная работа № 1 «Основные критерии (признаки) живого».
2.Лабораторная работа № 2 «Механизмы саморегуляции».
3.Лабораторная работа № 3 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции».

11

4.Лабораторная работа № 4 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции».
5.Лабораторная работа № 5 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции».
6.Лабораторная работа № 6 «Роль ферментов в клетке».
7.Лабораторная работа № 7 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы
лука».
8.Лабораторная работа № 8 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов
клеток растений».
9.Лабораторная работа № 9 «Строение клеток эукариот: растений, животных, грибов и
прокариот».
10. Лабораторная работа № 10 «Особенности полового и бесполого размножения организмов
(животных, растений, грибов, бактерий)».
Темы практических работ
1.Практическая работа № 1 «Решение задач по молекулярной биологии».
2.Практическая работа № 2 «Решение задач на определение последовательности белка».
3.Практическая работа № 3 « Решение задач на определение последовательности
аминокислот белка».
4.Практическая работа № 4 «Решение задач на моногибридное скрещивание».
5.Практическая работа № 5 «Решение задач на группы крови».
6.Практическая работа № 6 «Решение задач на дигибридное скрещивание».
7. Практическая работа № 7 «Решение задач на наследование сцепленное с полом».

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».