Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Золотополенская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании педагогического совета МБОУ «Золотополенская ОШ» Протокол № 4 от 25.08.2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ«Золотополенская ОШ» __________/И.А.Даценко Приказ № 300-од от 29.08.2022 г Рабочая программа по биологии Ступень обучения: среднее общее образование Уровень: углубленный с. Золотое Поле 1 Пояснительная записка Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с: -Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577; - целевым и содержательным разделом основной образовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Золотополенская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым (приказ № 300 - од от 29.08.22 ). - авторской программой В.В. Пасечника, А.А. Каменского, А.М. Рубцова, Г.Г. Швецова, З.Г. Гапонюка - Биология предметная линия учебников "Линия жизни" 10 класс; Программа реализуется на основе УМК Биология предметной линии «Линия жизни». Планируемые результаты освоения рабочей программы по биологии Личностные результаты 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий; 4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; 5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; 7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей; 8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 2 11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; 12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные результаты Обучение в основной школе состоит из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории. 1.Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; 2.Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); 3.Заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: 1. 1) анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; 2) определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов; 3) идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов; 4) выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат; 5) ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; 6) обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: 1) определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; 2) обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; 3) определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; 3 4) выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); 5) выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; 6) составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования); 7) определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; 8) описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач; 9) планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: 3. 1) различать результаты и способы действий при достижении результатов; 2) определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; 3) систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности; 4) отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; 5) оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; 6) находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации; 7) работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата; 8) устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата; 9) соотносить свои действия с целью обучения. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: 4. 1) определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; 2) анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; 3) свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств; 4) оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; 4 5) обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; 6) фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: 5. 1) анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; 2) соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации; 3) принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения; 4) определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний. Познавательные УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: 1) подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; 2) выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; 3) выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия; 4) объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 5) различать/выделять явление из общего ряда других явлений; 6) выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий; 7) строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; 8) строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия; 9) излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; 10) самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; 11) объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе 5 познавательной и исследовательской деятельности; 12) выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; 13) делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: 1) обозначать символом и знаком предмет и/или явление; 2) определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; 3) создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; 4) строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; 5) создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; 6) переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот; 7) строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; 8) строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; 9) анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата. 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: 1) находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); 2) ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; 3) устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; 4) резюмировать главную идею текста; 5) преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный); 6) критически оценивать содержание и форму текста. 4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: 1) определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания; 2) анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; 3) проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических 6 ситуаций; 4) прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор; 5) распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды. 5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет: 1) определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы; 2) осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками; 3) формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска; 4) соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности. Коммуникативные УУД 6. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: 1) определять возможные роли в совместной деятельности; 2) играть определенную роль в совместной деятельности; 3) принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы); 4) определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; 5) строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; 6) корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; 7) критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его; 8) предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; 9) выделять общую точку зрения в дискуссии; 10) договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; 11) организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); 12) устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 7. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и 7 регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: 1) определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства; 2) представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; 3) соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; 4) высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; 5) принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; 6) создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств; 7) использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления; 8) использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей; 9) оценивать эффективность коммуникации после ее завершения. 8. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет: 1) целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; 2) использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации; 3) оперировать данными при решении задачи; 4) выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.; 5) использовать информацию с учетом этических и правовых норм; 6) создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты Выпускник научится: раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; 8 использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); объяснять причины наследственных заболеваний; выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач; представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; оценивать роль достижений генетики, селекции, деятельности человека и в собственной жизни; биотехнологии в практической 9 объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; объяснять последствия влияния мутагенов; объяснять возможные причины наследственных заболеваний. Выпускник получит возможность научиться: давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. Содержание учебного предмета Биология как комплекс наук о живой природе Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Структурные и функциональные основы жизни Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. 10 Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки. Организм Организм — единое целое. Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность. Организмы и окружающая среда Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы. Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. Темы лабораторных работ 1.Лабораторная работа № 1 «Основные критерии (признаки) живого». 2.Лабораторная работа № 2 «Механизмы саморегуляции». 3.Лабораторная работа № 3 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции». 11 4.Лабораторная работа № 4 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции». 5.Лабораторная работа № 5 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции». 6.Лабораторная работа № 6 «Роль ферментов в клетке». 7.Лабораторная работа № 7 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука». 8.Лабораторная работа № 8 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений». 9.Лабораторная работа № 9 «Строение клеток эукариот: растений, животных, грибов и прокариот». 10. Лабораторная работа № 10 «Особенности полового и бесполого размножения организмов (животных, растений, грибов, бактерий)». Темы практических работ 1.Практическая работа № 1 «Решение задач по молекулярной биологии». 2.Практическая работа № 2 «Решение задач на определение последовательности белка». 3.Практическая работа № 3 « Решение задач на определение последовательности аминокислот белка». 4.Практическая работа № 4 «Решение задач на моногибридное скрещивание». 5.Практическая работа № 5 «Решение задач на группы крови». 6.Практическая работа № 6 «Решение задач на дигибридное скрещивание». 7. Практическая работа № 7 «Решение задач на наследование сцепленное с полом». 12